· Главная
  · Прислать новость
  · Лучшее
  · Архив новостей
  · О проекте и авторах
  · Работа
  · Написать нам
  · Рекомендовать нас
  · ЧАВО
  · Поиск
  · Ссылки


  · Лев, Колдунья и Ко
  · Актеры
  · Команда
  · Интервью
  · Ваши Рецензии



  · Как читать?
  · Биографии героев



  · Биография
  · История Хроник
  · Льюис и Инклинги



  · Скачать!
  · Галерея
  · Опросы
  · Narnia Icons


  · Форум сайта
  · Дневники



54 гостей и 0 пользователей.

Вы Анонимный пользователь. Вы можете зарегистрироваться, нажав здесь.







Религия и космические ракеты. Статья К.С. Льюиса.
Разместил 18/07/2011
Сегодня, 18.07.2011, Ivan опубликовал свой перевод ранее не переводившейся на русский язык статьи К.С. Льюиса "Религия и космические ракеты".
От переводчика:
Эта статья впервые была опубликована в "Christian Herald" в 1958-м, буквально на заре космической эры. Не секрет, что великие достижения науки подавались тогда (и не только тогда) как некая "правда против Бога".
В преддверии первого полета человека в космос "популярная наука" (что это такое - см. "Похороны великого мифа") заявляла обывателю, что на его глазах прокладывается дорога к иным цивилизациям, к новой жизни - в которой религии уже не будет места. Такой пафос, вкупе с реальными достижениями в той же космической сфере, смущал, да и сейчас смущает многих. В самом деле, чему верить?
Однако, не все склонны поддаваться модным идеям. Вот и в своей статье К.С. Льюис обстоятельно рассматривает реальные и надуманные проблемы, связанные с покорением космоса или инопланетными цивилизациями. И в итоге Мастер приходит к целому ряду выводов - не всегда приятных, не совсем обычных. Но как всегда, очень честных и искренних.


Религия и космические ракеты

Не потеряем ли мы Бога в открытом космосе?

 В свое время мне довелось услышать два противоположных аргумента против моей веры; оба выдвигались от имени науки. Когда я был мальчиком, люди обычно говорили, что вселенная не только не способствует появлению жизни, но и прямо враждебна к ней. Жизнь появилась на нашей планете как один шанс против миллиона; ее возникновение выглядит словно прорыв тщательно выстроенной обороны, предназначенной не допустить этого. И очень опрометчиво полагать, будто такой прорыв мог произойти не один раз. Скорее всего, жизнь - это аномалия, локализованная на нашей планете. Мы одни в бесконечной пустыне. И это однозначно подтверждает нелепость христианской идеи, будто существует Творец, Которого заботят живые существа.

 Но вот зазвучали лекции Кембриджскиого космолога, профессора Ф.Б. Хойла* - и где-то через пару недель все, кого я встречал, уже полагали, что во вселенной, скорее всего, есть много пригодных для жизни планет - и есть существа, населяющие эти планеты. И это подтверждает (не менее однозначно) нелепость христианства с его представлениями, будто человек особенно важен для Бога.

 Я привожу эти примеры, предвосхищая объяснения, которые наверняка появятся, когда мы обнаружим на какой-нибудь планете животных (растения не в счет). Бытует мнение, что каждое новое открытие, и даже просто теория, непременно имеет далеко идущие богословские и философские последствия. Это мнение используют как неверующие - для очередного нападения на христианство, так и (еще более неуклюже) чересчур ревностные верующие - как основу для очередной апологии.

 Но когда первый шум утихнет, и новинку обсудят настоящие богословы, ученые и философы, то выясняется, что оба лагеря остались, в целом, на прежних позициях. Так было с астрономией Коперника, с дарвинизмом, с критикой Библии, с новой психологией. И, я едва могу дождаться, когда это произойдет с открытием 'жизни на других планетах', если это открытие будет когда-либо сделано.

 Здесь воображаемая угроза явно направлена против учения о Воплощении. Против веры в Бога, " нас ради человек и нашего ради спасения сшедшего с небес... и вочеловечевшегося". Почему, спрашивают у христиан, люди значат для вас больше, чем другие существа? Если мы лишь одна из миллиона рас, рассеянных по миллионам планет, то как мы смеем думать, что по-особому отмечены Создателем? Я признаю, что этот вопрос может со временем стать исключительно важным. Фактически, так и будет - но при условии, что мы когда-нибудь узнаем ответы на пять других вопросов:

 1. Обитают ли животные где-нибудь, за исключением Земли? Мы этого не знаем. И неизвестно, узнаем ли.

 2. Предположим, что они существуют. Но обладает ли какое-либо из этих животных тем, что мы называем "мыслящей душой"? Под этим термином я подразумеваю не просто способность к абстрактному мышлению или к вычислениям, а наличие понятия о ценностях. Т.е. способность осознавать, что эпитет "хороший" может значить нечто большее, нежели "хороший для меня" или "хороший для моих сородичей". Может быть, вы сформулируете этот вопрос по-иному: "Духовны ли эти существа?" Думаю, мы оба имеем в виду одно и то же. Но если ответом на наши вопросы будет "Нет" - то не будет ошибкой относиться к этим созданиям не так, как к людям.

 В самом деле: какой смысл в том, чтобы дать существу, пусть даже умному или милому, дар, который это существо по природе своей не способно пожелать или принять? Мы учим читать наших сыновей, но не наших собак. Собакам больше нравятся кости. В конце концов, мы еще не знаем, есть ли внеземные существа вообще. Тем более мы далеки от того, чтобы определить, являются ли они мыслящими (или "духовными").

 Даже если бы мы их встретили, ответить на поставленный выше вопрос было бы не так легко. Я, например, вполне допускаю, что есть существа настолько развитые, что способны говорить - но в то же время, с богословской точки зрения, являющиеся всего лишь животными, т.к. они стремятся к удовлетворению лишь естественных потребностей. Если вам встречались мыслящие по-машинному (в оригинале machine-minded - прим. перев.), урбанизированные материалисты, вы поймете, о чем я говорю. Как христиане мы должны полагать, что внешность обманчива: где-то под сверхсовременной оболочкой скрывается, пусть и атрофированная, но все же душа. Однако, в иных мирах могут быть вещи, которые действительно являются тем, чем кажутся. Там могут обитать гениально духовные создания, но их производительные силы и абстрактное мышление настолько скромны, что мы примем их за простых животных. Тогда, разместив эти существа на другой планете, Бог попросту оградил их от нас!

 3. Если во Вселенной обитают существа (причем мыслящие существа), то являются ли они как и человек, падшими? Этот аспект нехристиане почти всегда забывают. Им, наверное, кажется, что вочеловечение Христа уже подразумевает некоторую особую заслугу или превосходство именно человеческой расы. Но в самом деле оно подразумевает лишь спасение от особой порчи и развращенности. Ни одно создание, которое само заслужило искупление, не нуждается в искуплении. Здоровым не нужен врач. Христос умер за людей лишь потому, что человек слишком велик, чтобы умирать; и Он возвращает нам это величие.

 Попутно замечу, что критики христианства выстраивают горы крайне сомнительных гипотез, чтобы увести нас от этой идеи. Но вернемся к теме. Итак, на сегодня мы можем лишь предположить наличие грехопадения у гипотетически разумных созданий, простое существование которых само по себе лишь гипотеза.

 4. Если все они (я опускаю для краткости истолкование этого термина), или хотя бы кто-то из них согрешил, то являются ли для них спасительными воплощение и страдания Христовы? Не секрет, что довольно давно существует идея, согласно которой Предвечный Сын, возможно, воплощался и в других мирах, кроме Земли - и, таким образом, спас другие расы. Как пишет Элис Мейнелл в "Христе во Вселенной":

 ... Несомненно, там, в вечности
 Мы соберемся вместе, и услышим
 Миллионы иных Евангелий, повествующих
 Об Его пришествиях на Плеяды, Лиру, Медведицу.

 Признаюсь, я не спешил бы говорить "несомненно". Возможно, из всех рас пали только мы. Возможно, Человек - единственная заблудшая овца; и только ради его обретения в мир явился Пастырь. Я не настаиваю, но и в этом случае мы тоже подходим к целой волне гипотез. Пожалуй, этот девятый вал перекувыркнет нас вверх тормашками; что ж, я не боюсь прибоя.

 5. Допустим, мы все же узнаем (пока это не так), ответы на предыдущие вопросы и даже сумеем постичь, что искупление через Христовы воплощение и страдания не имеет отношения к представителям иных миров, все же нуждающихся в искуплении. Но можно ли утверждать, что вышеупомянутый способ спасения - единственно возможный? Здесь, конечно, мы входим не просто в неизвестную, а в совершенно непостижимую область - если только Бог не пожелает открыть нам этого. Может статься, что чем глубже нам будет позволено проникнуть в Его судьбы, тем яснее мы осознаем, что лишь таким образом: рождением в Вифлееме, распятием на Голгофе и пустым гробом в Гефсимании - только так и не иначе могло быть спасено всякое падшее создание. Может быть, этот путь был неизбежно необходим, и причины этой неизбежности заключены в самой сущности Бога и самой природе греха. Но мы этого не знаем. Во всяком случае, я не знаю. Но вполне допустимо, что духовные - равно как физические - состояния могут сильно отличаться в разных мирах. Значит, могут быть различные виды и степени грехопадения. Конечно же, мы верим, что Божественное милосердие столь же изобретательно в средствах, сколь неизмеримо в снисходительности. К различным болезням, или даже к различным пациентам, больным с той же самой болезнью, великий Врач, возможно, применил различные лекарства; лекарства, которые мы, возможно, и не признали бы таковыми, даже если бы услышали о них.

 Может быть и так, что искупление других разумных существ хоть и отличалось от нашего, но было связано с евангельскими событиями. Некий намек мы находим у апостола Павла (Римл. 8:19-23), когда он говорит, что "вся тварь совокупно стенает и мучится доныне", чтобы быть освобожденным от некоторого рабства, и что избавление произойдет только, когда мы, мы христиане, полностью вступим в наше сыновство Богу и осуществим нашу "свободу славы детей Божиих".

 На уровне простой логики я полагаю, что он думал только о нашей планете: о животных, и вероятно, растениях - т.е. о жизни на Земле, "обновляемой" или прославленной в прославлении человека в Христе. Возможно, не стоит придавать его словам "космического" значения. Но может быть, что Искупление, начавшись с нас, должно действовать уже от нас и через нас.

 Это, без сомнения, ставит человека в исключительное положение. Но оно не должно подразумевать наличие у нас некоего превосходства или наличие у Бога малейшего лицеприятия. Генерал, решая, где начать атаку, не выбирает самый симпатичный пейзаж или самую плодородную область или самую привлекательную деревню. Христос родился в яслях, не потому, что загон для скота сам по себе был самым удобным или выдающимся местом.

 Только если у нас есть подобная миссия в отношении Вселенной, контакт с неведомыми расами принесет что-то, кроме бедствия. Но если бы мы не знали грехопадения, ситуация могла бы быть совсем иной.

 Это обстоятельство должно отрезвить тех, кто грезит о встрече с совершенно отличными от нас существами (которые по-другому мыслят и чувствуют). Эти идеалисты мечтают о встрече, при которой мы либо без тени зависти преклонимся перед интеллектом, возможно высшим, чем наш собственный, но все же способным (по этой самой причине) спуститься до нашего уровня - либо сами с любовью снизойдем до уровня невинных и искренних созданий, которые никогда не смогут стать такими же сильными или умными как мы. И тем самым мы установим с жителями иных миров самую тесную и близкую привязанность, которая только может существовать. Увы, это лишь золотые грёзы. Не делайте ошибку, не поддавайтесь им. Ведь мы - падшие существа.

 Мы знаем, что наше племя делает с чужаками.. Человек уничтожает или порабощает всех, кого может. Цивилизованные люди убивают, делают рабами, обманывают, и развращают дикарей. Даже неодушевленную природу они превращают в клубы пыли и кучи шлака. Да, есть отдельные личности, которые этого не делают. Но вряд ли они станут первооткрывателями других планет. Наш посланец в иных мирах будет либо алчным и жадным авантюристом, либо бездушным техническим экспертом. И он сделает то, что всегда делал его род. Что именно произойдет, если туземцы окажутся слабее, могут рассказать вам негр и индеец. Если же эти существа окажутся сильнее, то пришельцы с Земли будут, и по заслугам, уничтожены.

 Уместен вопрос: а что произошло бы в случае, если бы земляне встретились с расой, не ведавшей грехопадения? Что и говорить, сначала для наших соплеменников наступили бы времена блаженства - когда они вволю поглумились бы над этой невинностью, обманывая и эксплуатируя ее. Но я сомневаюсь, что наши полу-звериные хитрости продержались бы долго перед лицом богоподобной мудрости, самоотверженной доблести, и совершенного единодушия.

 Потому меня тревожат реальные, а не теоретические проблемы, которые появятся, если мы столкнемся с разумными существами, не являющимися людьми. Ведь мы совершим против них (если только сможем) все преступления, которые мы уже совершили против других существ - разумеется человеческих, но отличающихся от нас разрезом глаз и цветом кожи. И тогда по-настоящему хорошие люди уже не смогут поднять глаза к небу, не мучаясь от невыносимой вины, бессильной жалости и жгучего стыда.

 Конечно, после завоевательского разгула мы предпримем запоздалую попытку добиться большего успеха. Возможно, мы пошлем миссионеров. Но кто им поверит? В истории мы уже создавали страшный "союз пушки и Евангелия". Святое желание миссионера спасти души не всегда оказывается очень уж далеко от высокомерного желания, прямо-таки зуда, "принести аборигенам цивилизацию" (как он сам называет этот процесс).

 Но смогут ли наши миссионеры признать, что перед ними - существо, не знающее греха, если они встретят такое создание? Или они продолжат диктовать существам, которым не грозит вечная погибель, тот план спасения, который Бог назначил для человека? А вдобавок, не сочтут ли эти миссионеры грехом те особенности, по которым эти странные создания будут отличаться от нас - хотя эти особенности полностью оправданы их духовной и биологической историей, и благословлены Богом? Или наши учителя будут учить тех, у кого сами должны учиться? Я не знаю.

 Но я знаю то, что наша единственно возможная практическая подготовка к встрече с такими существами заключается в том, что мы - здесь и сейчас - должны решиться твердо противостоять всем видам тирании. И в том числе - тирании в богословии, возводящей частное мнение в ранг истины. Это противостояние не просто забава. Нам скажут: вы предаете все человечество. Нас возненавидят почти всех люди; и не одни атеисты. И все же, в этом сражении нельзя отступить ни на дюйм. Возможно, мы потерпим поражение; но лучше погибнуть, сражаясь за правое дело. Мы должны хранить верность не человечеству, но Богу. Поэтому те, кто уже является, или может стать Его сынами, и есть наши подлинные братья, даже если у них есть раковины или клыки. Это - духовное, а не биологическое - родство и имеет решающее значение.

 Но, слава Богу, до путешествия к иным мирам нам еще очень далеко.

 Я часто спрашиваю себя: а что, если огромные астрономические расстояния - не что иное, как карантин, установленный Богом? Эти бескрайние пространства не позволяют распространяться духовной инфекции, поразившей падшее человечество. И в конечном счете, мы еще весьма далеки от предполагаемой богословской проблемы, которую связывают с возможной встречей с инопланетными разумными существами. Возможно, их вообще нет. В данный момент у нас нет ни малейшего, даже теоретического доказательства, что они существуют. Есть лишь тезисы, которые логики назвали бы "аргументами от априорной вероятности". Т.е. аргументами, которые начинаются с "Естественно предположить, что..." или "Все аналогии приводят к..." или "Разве не будет крайним высокомерием не допускать этого?" На бумаге эти доводы выглядят замечательно. Но кто, кроме прирожденного игрока, рискнет в обычной жизни пятью долларами на таких основаниях? К тому же, как мы видим, простое существование таких созданий еще не создает богословской проблемы. Чтобы она появилась, мы еще должны узнать, пережили ли они грехопадение; потом - удостовериться, что они не были, или не будут, искуплены тем способом, который мы знаем; а затем убедиться, что никакой другой способ не возможен. Мне кажется, что если бы убеждения христианина искушались лишь такими призрачными гипотезами, никто и не помыслил бы усомниться в своей вере.

 Если я не ошибаюсь, блаженный Августин задавался вопросом о "богословском статусе" фавнов, русалок, и других получеловеческих существ. В конце концов, он решил, что это может подождать, пока мы не будем располагать более полной информацией. Возможно, так стоит поступить и в нашем случае.

 "Но что если", скажете вы, "что если, все эти неудобные для христиан гипотезы вдруг окажутся верны?" В ответ, я могу лишь выразить свою уверенность, что этого не произойдет. Это мое убеждение, которое с годами становится для меня все более и более непреложным. Христиане и их противники все время ждут, что какое-то новое открытие или превратит веру в знание - или опровергнет религию, заклеймив ее абсурдность. Но до сих пор этого так и не произошло.

 То, во что мы верим, всегда остается теоретически возможным; но это никогда не становится теоретически неизбежным. Я верю, что когда исполнится срок, этот мир прекратит свое существование. И мы предупреждены обо всех признаках конца. Обо всех, кроме одного - последнего, внешне безупречного аргумента против христианства. Я говорю об аргументе, который предложит антихрист и которым он прельстит (если возможно) и избранных.

 Но после того, как это "опровержение" прозвучит, Другая Сторона предъявит нам совершенно неопровержимое доказательство Истины.

 Но я полагаю, что эти последние слова не будут сказаны раньше конца времен.

К.С. Льюис, впервые опубликовано в 1958.

 *____
 Фред Хойл - профессор-астроном, основатель Института Астрономии в Кембридже.

ИСТОЧНИК

Перевод: Ivan.

 
Логин
n
Логин

Пароль

Не зарегистрировались? Вы можете сделать это, нажав здесь. Когда Вы зарегистрируетесь, Вы получите полный доступ ко всем разделам сайта.

Связанные ссылки
n
· Больше про Все о Клайве Стейплзе Льюисе
· Новость от Cokol


Самая читаемая статья: Все о Клайве Стейплзе Льюисе:
Ровно 120 лет назад родился Дж. Р. Р. Толкин.


Рейтинг статьи
n
Средняя оценка: 5
Ответов: 4


Пожалуйста, проголосуйте за эту статью:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо


опции
n

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу


Связанные темы

Новости сайта

"Религия и космические ракеты. Статья К.С. Льюиса." | Создать Акаунт | 0 Комментарии
Спасибо за проявленный интерес

Вы не можете отправить комментарий анонимно, пожалуйста зарегистрируйтесь.
    Сегодня


Логин

Пароль

Не зарегистрировались? Вы можете сделать это, нажав здесь. Когда Вы зарегистрируетесь, Вы получите полный доступ ко всем разделам сайта.






n




Добро пожаловать, Гость
Логин
Пароль
(Регистр)
Зарегистрировались:
Последний: Negniy
Сегодня: 2
Вчера: 1
Всего: 2552

Посетителей онлайн:
Гостей: 54
Членов: 0
Всего: 54


Понравился ли Вам фильм "Покоритель Зари"?

Да! Мой восторг не знает границ!
Да, понравился.
Да. Но могли бы снять и получше.
Нормальное фентезийное кино, не более того.
Фильм так себе, но игра некоторых актёров радует.
Мне всё равно. Просто актёров этих люблю.
Не готов ответить - надо пересмотреть фильм.
Не понравился. Но детям, понравиться может.
Нет, не понравился.
Фильм отвратительный, жалею о деньгах и времени.



Результаты
Другие опросы

Ответов: 2666
Комментариев: 4


Сегодня новых статей еще не было.



Архивы Средиземья

Гарри Поттер для русских

Powered by PHP-Nuke

The Narnia Fansite.Com

The One Lion

HP Christmas

Lib.Ru

PozitiF.com

добавить/еще?



Купить на Озоне

The Chronicles of Narnia (3 disc set) Narnia DVD

Хроники Нарнии - Аудио CD Аудио CD

Хроники Нарнии Хроники Нарнии

Пока мы лиц не обрели Пока мы лиц
не обрели

Дж. Р. Р. Толкин. Хоббит, или Туда и обратно. К. С. Льюис. Племянник Чародея. Л. Ф. Баум. Страна Оз Сборник романов

искать еще



дискламер | контакты | рекомендовать | наполнение © 2004-2007 NarniaNews.RU | дизайн © 2005-2007 FiniteIncantatem.Networks

You can syndicate our news using the file backend.php or ultramode.txt
PHP-Nuke Copyright © 2006 by Francisco Burzi. This is free software, and you may redistribute it under the GPL. PHP-Nuke comes with absolutely no warranty, for details, see the license.
The Russian localization - project Rus-PhpNuke.com
Открытие страницы: 0.45 секунды
The Russian localization - project Rus-PhpNuke.com