Нарния и её соседи.
Дата: 14/02/2009 Тема: Хроники Нарнии
На нашем форуме Софи_Корвус запостила ссылку на интереснейшую статью о мире, созданном К.С. Льюисом. Прочитав эту статью, я понял, что просто должен опубликовать её здесь, ибо данная статья - очень интересная.
Плоский мир Нарния и ее соседи
Сзади лежала долина Нарнии, длинная, до самого моря, до восточного окоема. Теперь, с такой высоты, виднелись только маленький гребень гор за болотами, к северу, а к югу — равнины, вроде песочных площадок.
— Хорошо бы нам кто-нибудь объяснил, где что, — сказал Дигори.
Клайв С. Льюис «Племянник чародея»
Начинается земля, как известно, от столба. Если бы у жителей Нарнии возникла необходимость в «нулевом километре», им наверняка стал бы Фонарный столб, произрастающий в самом сердце волшебной страны. Во все стороны света на многие дни пути отсюда раскинулись удивительные земли, населенные пестрыми народами и полные диковинных достопримечательностей. Одни описаны, другие только названы, третьи и вовсе нигде не упоминаются — о них мы можем только гадать.
Клайва С. Льюиса часто сравнивают с Джоном Р. Р. Толкином, а «Хроники Нарнии» — с летописями Средиземья, но в подходе писателей к придуманным ими мирам есть как минимум одна принципиальная разница. Толкин посвятил проработке своей вселенной почти всю жизнь, его изданные черновики и наброски занимают полтора десятка томов, — при должной усидчивости мы можем познакомиться с Ардой во всех ее мелочах. Для Льюиса важнее не достоверность и не полнота декораций, а идейное наполнение книг, их неочевидный символизм. Мир Нарнии не назовешь детально проработанным. Простейший пример: все здешние обитатели (а также колдунья Джедис, прибывшая из иной вселенной) говорят на одном и том же английском языке, прекрасно понимая друг друга. Поэтому, рассказывая о вселенной Льюиса, мы должны стремиться не в подробностях описать имеющиеся здесь страны и народы, а разобраться, что они значат в идейном плане.
Мир Нарнии устроен иначе, чем наш. Он плоский и накрыт небесным куполом, по которому движутся огненный диск солнца и луна. На солнце есть жизнь: в книгах упоминаются белые птицы, цветы, ягоды. Звезды — человекоподобные существа, которые танцуют на небе, образуя созвездия и предвещая будущее. Материк, скорее всего, только один, и он занимает западную часть мира. Восточный океан вздыблен по краю диска десятиметровой волной, какие бывают на гребне водопада. За нею видна страна Аслана, которая, однако, уже не относится к миру Нарнии.
Вопреки ожиданиям, данное описание вовсе не соответствует средневековым христианским представлениям об устройстве вселенной. Уже на заре нашей эры большинство образованных европейцев были убеждены в сферичности Земли. Миф о том, что в Средние века нашу планету считали плоской, появился только в 19 веке и ко времени создания «Хроник» был неоднократно развенчан. Скорее всего, размещая Нарнию на диске, Льюис хотел показать, насколько разнообразной может быть Мультивселенная, созданная Творцом, абсолютно не ограниченным в собственных возможностях.
Нарния
Страна, название которой обычно распространяют на весь мир, весь цикл и вообще все, что связано с семью повестями Льюиса, занимает весьма скромное место на материке. Нарнию можно пересечь из конца в конец за несколько дней пешего пути, а для всадника здешние расстояния и вовсе игрушечные. Страна расположена на поросшей лесом холмистой равнине, по обоим берегам Великой реки. С востока Нарния ограничена побережьем Восточного океана, с севера — рекой Шриббл и пустошами Эттинсмура, с запада — массивным хребтом, а с юга переходит в горы Орландии. Северо-западная часть страны резко отличается от остальной территории: к югу от Шриббл тянутся безграничные болота, где обитает хмурый народ кваклей.
Основные достопримечательности Нарнии сосредоточены вдоль Великой реки. В ее верхнем течении находится равнина Фонарного столба — точка отсчета не только в географическом, но и в хронологическом смысле. Здесь гости с Земли наблюдали за сотворением Нарнии (а Джедис бросила в Аслана обломок столба, из которого в итоге и вырос фонарь), здесь было посажено дерево, хранящее страну от всех бед, здесь во время Столетней зимы встретились Люси Пэвенси и фавн Тумнус, здесь развернулась и Последняя битва. Эдмунд Пэвенси носил титул герцога равнины Фонарного столба.
Там, где Великая река впадает в Восточный океан, стоит замок Кэр-Паравел. Судя по всему, он был основан как столица еще первой королевской династией Нарнии, и с тех пор дважды приходил в запустение: во время Столетней зимы и тельмаринского владычества. В «Принце Каспиане» замок назван одним из трех магических мест Нарнии, наряду с Фонарным столбом и курганом Аслана. В правление Каспиана X у стен Кэр-Паравела вырос город. Помимо этого поселения, упоминаются еще три, все у Великой реки: Беруна, Бобровая запруда и Чиппингфорд. Живут в городах по преимуществу люди: разумные звери и волшебные существа, составляющие львиную долю нарнийцев, предпочитают каменным домам леса, реки и норы.
Замыкает тройку нарнийских мест силы Каменный стол — мегалитическое сооружение в полудне пути от Беруны, где Аслан принес себя в жертву и тем самым освободил народ Нарнии от Столетней зимы и власти Белой колдуньи. Со временем над Каменным столом возвели курган, испещренный лазами и пещерами. Недалеко от него находится Танцевальная поляна — традиционное место празднеств и собраний. Символика Фонарного столба (свет веры?) и Кэр-Паравела (Камелот?) не столь очевидна, зато курган Аслана «прочитывается» без труда — это, конечно, Голгофа.
К северу от Великой реки неподалеку друг от друга стоят еще две крепости: резиденция Белой колдуньи, выстроенная из обледенелого камня, и замок короля Мираза. Последний воздвигнут прапрадедом Каспиана X и был столицей в заключительный период тельмаринского завоевания. В экранизации «Принца Каспиана» рядом с замком находится городок, однако в книгах Льюиса это поселение не упоминается.
Символ Нарнии — алый лев, монеты носят название «львы» и «дубы». Государственный строй с самого сотворения мира и до конца света остается одним и тем же — это абсолютная монархия. Случались здесь периоды «дикого деспотизма» — при Белой колдунье, тельмаринцах, — однако большинство королей были просвещенными, справедливыми, благородными людьми. Именно людьми: настоящим правителем Нарнии может стать только человек из нашего мира. Впрочем, при всех положительных качествах, короли и не думали поступаться своими исключительными правами, а время от времени объявляли войну оборотням, ведьмам, злым великанам — по сути, тем же волшебным существам, только оказавшимся по другую сторону баррикад. Судя по всему, именно такими Льюис видел идеальных христианских государей.
Подземье
Как и всякий уважающий себя фэнтезийный мир, вселенная Нарнии разрослась не только вширь, но и вглубь. Громадная система взаимосвязанных пещер, описанная в «Серебряном кресле», известна под названием Подземье. Сюда входят и неглубокие подземелья, такие, как зал, где спит Отец Время, так и царство Бисм, расположенное в двух километрах от поверхности. В Бисме текут огненные реки, где плещутся саламандры, а рубины и алмазы там живые, из них можно выжимать сок. Несмотря на то, что в «Серебряном кресле» Подземье нарисовано преимущественно в унылых тонах (сама собой напрашивается параллель с мраком безверия), его обитатели — не менее жизнерадостные существа, чем остальные нарнийцы.
Орландия
Государство, также называемое Арченланд, — ближайший сосед и вернейший друг Нарнии. Орландия расположена в горах, тянущихся вдоль южной нарнийской границы. Среди гор выделяются Вершина бурь, охраняющая перевал на север, и двухглавый пик Олвин. Про Олвин рассказывают, что некогда это был двухголовый великан, поверженный королем Орландии и обратившийся в камень. Вдоль южного склона гор течет быстрая и холодная река, а за ней начинается Великая пустыня, отделяющая Орландию от Тархистана.
По существу, Орландия — та же Нарния, только поменьше и не с такой бурной историей. Большинство жителей здесь также составляют нечеловеческие существа, при этом короли и знать — людского племени. Из поселений упоминаются только столичный Анвард — замок недалеко от Вершины бурь — да жилище отшельника у южных границ страны. Правят Орландией потомки второго сына первого нарнийского короля, причем, в отличие от Нарнии, здесь династия не прерывалась как минимум до событий повести «Конь и его мальчик».
Тархистан
Крупнейшее из известных нам государств мира Нарнии, также именуемое Калормен. Тархистан во много раз крупнее Нарнии и Орландии; говорят, что эти государства, даже взятые вместе, не превосходят самую маленькую из тархистанских провинций. К счастью для северян, между Орландией и Тархистаном лежит Великая пустыня, непреодолимая для большого войска. Иначе южная империя давно поглотила бы соседей: ее армии многочисленны и постоянно при деле. Это позволяет предположить, что в мире существуют и другие страны, возможно, к югу или западу от Тархистана, с которыми тот ведет войну.
Природа Тархистана весьма разнообразна. Помимо пустыни на севере, упоминаются озера, горы, в том числе вулкан — «пламенеющая гора Лагора», соляные копи, даже такое экзотическое место, как «Дол тысячи запахов». Очевидно, в стране имеется достаточно плодородных земель, чтобы прокормить немаленькое население. Столица, город Ташбаан, расположена на южном рубеже Великой пустыни, на острове посреди реки. Отсюда всего два дня пути до Орландии, но чтобы добраться до дальних провинций Тархистана, потребуется несколько недель верхом. Ташбаан во много раз больше любого из городов северных государств. Он утопает в садах, его здания уступами поднимаются по склонам холма, увенчанного царским дворцом и храмом Таша. На краю пустыни рядом с Ташбааном находятся усыпальницы древних правителей. Другой город, который упоминается в «Хрониках», — Азим-Балда в центральной части империи, где сходятся все основные дороги страны и расположена штаб-квартира почтовой службы. От прочих поселений нам известны только названия: Техишбаан, Тормунт.
Тархистан — вотчина людей. Считается, что он был основан изгнанниками из Орландии, однако некоторые исследователи допускают, что здесь не обошлось без других переселенцев из нашего мира. Разумных зверей и волшебных существ тут почти нет: к первым тархистанцы относятся как к простым животным, вторых боятся. У жителей Тархистана смуглая кожа и светлые глаза, они носят вычурные одежды и говорят витиеватым языком. Во главе государства стоит Тисрок, который опирается на знатных тарханов и военных. В самом низу социальной лестницы находятся рабы. На севере считается, что тархистанцы умны, ленивы, жадны и коварны; в Тархистане полагают северян необразованными варварами, которые водятся с нелюдями. Тархистанцы — единственный в этом мире народ, у которого есть полноценная религия: пантеон возглавляет покровитель смерти Таш, которому приносят человеческие жертвы; среди других богов упоминаются Азарот и Зардина, «владычица мрака и девства»; есть и другие небожители.
Именно этот политеизм позволяет нам допустить, что под Тархистаном Льюис, возможно, не подразумевал ислам. Действительно, местная религия больше похожа на верования жителей Карфагена или Финикии. Однако описания — внешности, одежды, привычек, вооружения, городов тархистанцев, даже их денег-полумесяцев — утверждают обратное. Строго говоря, Тархистан — выражение западных, в значительной мере христианских стереотипов о чуждом и враждебном арабском мире.
Острова
В Восточном океане рассеяно множество островов — как известных в Нарнии и Тархистане издавна, так и обнаруженных Каспианом X в его плавании на «Покорителе зари». Ближайший к нарнийскому побережью остров — Гальма, славящийся мореходами. К юго-востоку от него лежит Теребинтия, где растут деревья, похожие на дубы. Если же плыть от Гальмы на северо-восток, можно достичь Семи островов, из которых, однако же, по именам известны только два: Муйл и Бренн, где находится главный порт архипелага — Алая гавань. Наконец, к востоку от побережья Тархистана находятся Одинокие острова — самые оживленные во всем океане. Местная столица — Узкая гавань на острове Дорн. Здесь расположена резиденция губернатора, а также идет бойкая торговля между островитянами, нарнийцами и тархистанцами. Остров Авра известен виноградниками, а большую часть Фелимата занимают сельские угодья. Все перечисленные земли составляют Двенадцать островов — заморские владения нарнийских королей. Когда в результате тельмаринского завоевания мореходство в Нарнии пришло в упадок, Двенадцать островов фактически стали независимыми, однако были возвращены под власть короны Каспианом X.
Дальнейшие острова, посещенные командой «Покорителя зари», сильно отличаются от Двенадцати. На Драконьем острове есть пещера с сокровищами, возжелавший которых становится монстром. Один из двух источников Острова мертвой воды обращает все предметы в золото. На Острове охлотопов обитает могущественный волшебник Кориакин, друг Аслана. На Темном острове сбываются сны — самые жуткие кошмары. Последний из описанных островов — владение звезды в отставке Раманду, — а за этим клочком суши вплоть до самого края мира простирается Последнее море. Каждый из дальних островов становится местом того или иного морального урока, который в традициях нравоучительных романов преподносит читателям Льюис.
Страна Аслана
Это не просто место, где Лев отдыхает между визитами в Нарнию и не просто еще один уголок Мультивселенной. Страна Аслана — цветущая, радостная земля на вершине высочайших гор — это все миры сразу, доведенные до абсолютного идеала, до непорочного совершенства. Кто знает: не проникни зло в Нарнию в момент ее сотворения, возможно, она получилась бы именно такой, идеальной?
Когда Нарнии приходит конец, Аслан судит ее жителей, и достойные обретают вечную жизнь в его стране. Царство Небесное? Да, но не только. «Все настоящие страны — только отроги Великих гор Аслана». Страна Льва — еще и платоновский мир идей, где собраны представления обо всем сущем как в нашем, физическом мире, так и в мифологической реальности Нарнии.
Дикий север
За рекой Шриббл начинается Эттинсмур — негостеприимные вересковые пустоши, которые тянутся на многие дни пути на север. Здесь обитают великаны — тупые невоспитанные гиганты, чье основное развлечение — пошвырять валуны да поколотить друг друга каменными молотами. Дикари, одним словом. А еще севернее, за очередной рекой, в горном замке Харфанг живут уже цивилизованные великаны. У них есть король с королевой, приемы, выезды на охоту и пиры, на которых роль главного деликатеса играют люди. Или квакли — великаны непривередливы. Мораль проста: образованный и обаятельный мерзавец куда опаснее примитивного, грубого варвара.
* * *
Как известно, средневековые бестиарии были скорее духовными, нежели зоологическими книгами. Собранные в них удивительные животные служили иллюстрациями тех или иных морально-этических норм, определенных аспектов христианства. Подобным образом следует расшифровывать и книги Клайва С. Льюиса. Эти детские повести далеко не так просты, какими кажутся — особенно с киноэкрана. Филип Пулман, к примеру, считает «Хроники Нарнии» шовинистической и реакционной литературой. Да и соответствуют ли книги Льюиса традиционным христианским ценностям, — вопрос вовсе не праздный. В конце концов, если бы смысл повестей лежал на поверхности, стали б мы сегодня, через пятьдесят с лишним лет после их появления, читать эти детские сказки?
********
А вот мой комментаний на сайте:
Если мне не изменяет память, - Таш женскоко рода. В книге "Конь и его мальчик" её называют богиней. Да и в "Последней битве" про Таш говорят в женском роде. Если не трудно, исправьте, пожалуйста, описку.
********
Есть ещё одно замечание: Я не помню, чтобы в Орландии обитали, как и в Нарнии, говорящие животные и всевозможные мифологические существа. Вроде как, Орландия была населена людьми... Но, с другой стороны, граница между Нарнией и Орландией была открыта, кто угодно мог перейти границу и жить на территории Орландии, - говорящие орлы, например, в горах.
P.S.
Уточняю мой предыдущий комментарий: Возможно, имело место разночтение по переводам. Если почитать классический перевод, - Таш - женского рода. Но в других переводах может быть и по-другому.
От имени Администрации сайта хочу сделать следующее заявление: Мы категорически не согласны с точкой зрения Филиппа Пулмана, который считает "Хроники Нарнии" шовинистической и реакционной литературой, а, равно, со всеми другими авторами, придерживающимися такой точки зрения. Мы рады, что автор статьи затрунул сей тонкий вопрос, дал очень мягкую, аккуратную, обтекаемую, но, по сути, верную оценку. Нам осталось лишь высказаться более жёстко, - чтобы ни у кого не возникло никаких сомнений по поводу точки зрения, которой мы придерживаемся.
|
|