День Рождения Мастера.
Дата: 29/11/2011
Тема: Все о Клайве Стейплзе Льюисе




Сегодня, 29 ноября, исполняется 113 лет со дня рождения К.С. Льюиса.
На нашем сайте есть немало материалов о Мастере - произведения, посвященные его биографии, критические и аналитические материалы по его книгам...

Но, пожалуй, наиболее ценны воспоминания людей, знавших К.С. Льюиса лично. Кто-то жил рядом с ним долгие годы, кто-то учился у него или был его коллегой. Таких произведений не очень много, но каждое из них добавляет свой оттенок в портрет великого Мастера. Эти воспоминания  помогают глубже постичь жизнь и внутренний мир писателя и в конечном счете, лучше понять то, что он так хотел передать своим читателям...

Поэтому предлагаем вашему вниманию два таких "взгляда со стороны". Строго говоря, их намного больше, но вряд ли это можно считать недостатком (нажмите на подробнее, чтобы узнать всё...)



Первый материал во многом уникален. Наверное, многие знают, что в годы войны в доме К.С. Льюиса жили дети, эвакуированные из Лондона. Позже этот эпизод нашел отражение в начале книги "Лев, Колдунья и Платяной шкаф". Но другие подробности о жизни этих детей у Льюиса были неизвестны.

А теперь мы предлагаем вашему вниманию воспоминания одной из тех девочек. Его опубликовал в своем "Путеводителе по Нарнии" Пол Форд (подробнее об этой книге и нашем проекте, связанном с ней, см. здесь).

На с. 55, в статье "Автобиографические ссылки", он указывает, что девочек звали Маргарет (она и написала письмо П. Форду), Мэри и Кэтрин (последняя, насколько известно, погибла во время налетов вместе с родителями). Итак, вот письмо Маргарет от 11 февраля 1977 г.:

Нас, учениц школы при монастыре Святого Сердца (Convent of the Sacred Heart) в Хаммермите, отправляли в эвакуацию. И мне, с двумя другими девочками, посчастливилось поехать с миссис Мур в "Килнс" - поместье в Хидингтоне, в графстве Оксфорд...




Усадьба "Килнс"

Наверно, вам интересно узнать о самом доме: он был довольно просторным. Построенный на отдельном участке земли, он был окружен большими лужайками и цветниками. Там был теннисный корт, озеро, заросли кустарника и рощица, убегавшая к Шотоверу (лес и холм в Оксфордшире - прим. перев.). А еще в усадьбе был большой огород, домик-бунгало, который нам, девочкам, разрешили использовать для занятий, и летний павильон.


Миссис Мур с дочерью и К.С. Льюисом

Миссис Мур была вдовой, потерявшей в Первую Мировую и своего единственного сына. К.С. Льюис, вместе со старшим братом Уорреном дружили с ним, и когда их родители умерли, миссис Мур по сути стала им матерью. Хотя, я не знаю, было ли это оформлено юридически.


К. Льюис с братом Уорреном

Старшего брата Льюиса я видела лишь мельком - он в то время служил в армии. Так что все заботы по хозяйству лежали на миссис Мур, ее дочери Китти, К. С. Льюисе, а также на прислуге: кухарке, горничной и садовнике.

 Было очевидно, что миссис Мур просто посвятила свою жизнь Льюису; она опекала его во всем, и в то время мне казалось, что она считает его все еще ребенком. Она звала его "мальчик мой" (“Boyboys”)...

 Помню, однажды стоял теплый, солнечный весенний день. Мы сидели за обедом в летнем павильоне - он располагался в 20-30 ярдах от дома - и вдруг небо потемнело и, не успели мы закончить трапезу, как полил довольно сильный дождь. Встав из-за стола, миссис Мур немедленно позвала горничную и попросила принести зонтик и галоши для мистер Льюиса - чтобы он не промок, возвращаясь в дом.

 Ученики Льюиса, безусловно, уважали и любили его. Часто на выходных они приходили к нему по 3-4 человека (всегда это были юноши - кажется, визиты студенток не приводили миссис Мур в восторг), и Льюис играл с ними в теннис, или они отправлялясь купаться либо кататься на лодке по озеру. Мы, девочки, тоже присоединялись к ним - миссис Мур считала, что рядом с "ее мальчиком" нам нечего опасаться.

 В тот июнь я получала мой школьный сертификат, и Льюис очень помог мне во время экзаменов. Он всегда интересовался, как идут дела, и был готов дать полезный совет.

 Миссис Мур была воплощением чопорной Викторианской эпохи - и во внешности, и в заведенных порядках. Хотя мне было уже 17 (две другие девочки были младше), нам не полагалось обедать со всей семьей. На ужин мы получали по несколько бисквитов, яблоко да стакан молока. Так что если бы не забота Льюиса и кухарки, нам не раз пришлось бы ложиться голодными.


Кабинет Мастера

Наша спальня находилась над кабинетом Льюиса. В ней был небольшой балкончик, и Льюис обычно через него передавал нам ужин, либо помогал нам спуститься вниз, и мы шли на кухню. Иногда мы залезали через окно к нему в кабинет и вместе с ним слушали грампластинки. А порой он брал нас в поход в лавку за провизией, и на обратном пути мы устраивали пикник.


Нью-Билдинг в колледже Магдалены. Именно здесь располагался кабинет К. С Льюиса


Башня в колледже Магдалены

Как-то в мае, рано утром, он пригласил нас на башню Магдален-колледжа, чтобы послушать пение гимна (в башне 1 мая в 6 часов утра собирается хор колледжа, чтобы пропеть евхаристический гимн XVII века - прим. перев.). Часто мы пили с ним чай в его комнате в колледже.

А однажды он взял меня с собой на встречу с Мейсфилдом, но случилось так, что в тот раз я познакомилась с Толкином. Мне довелось услышать, как они с Льюисом обсуждали "Властелина Колец". И теперь, оглядываясь на эту беседу, мне кажется, что именно тогда идея "Хроник Нарнии" начала обретать зримые очертания.


Усадьба "Килнс", вид на спальню К.С. Льюиса. Он пристроил эту лестницу, чтобы не беспокоить близких, когда захочет выйти из дому.

Льюис был хорошим астрономом. На балконе спальни у него был оборудован телескоп. И мне посчастливилось увидеть с его помощью немало чудес Вселенной. 

 Он еще был и замечательным рассказчиком. Он всегда развлекал нас историями, когда мы сидели в саду, или гуляли по лесам Шотовера.
 

 В его облике не было никаких претензий на изящество: твидовый или фланелевый костюм, спортивная куртка, в руке зачастую - увесистая дорожная трость, а на голове всегда шляпа.

 Он, казалось, был далек от бушевавшей войны, его душа была заполнена космосом, Небом, литературой и его церковью.


Церковь Св. Троицы, которую посещал Льюис


Интерьер церкви

Думаю, его немного смущало то, что мы - все трое - были католичками. Раз или два Льюис приглашал нас послушать свою проповедь (он читал проповеди, хоть и не имел священного сана), а сам, в свою очередь, пару раз ходил с нами на мессу...

 Он был добрым, сострадательным и очень человечным. Никогда он не смотрел на нас, школьниц, сверху вниз. Я всегда буду считать великой честью, что была лично знакома с ним.
***



А второй материал, о котором мы упоминали вначале - это книга "К.С. Льюис в воспоминаниях" ( на английском языке, формат PDF, 5,9 МБ Скачать).

Это сборник, написанный людьми, чей жизненный путь на какое-то время пересекся со стезей Мастера - его коллегами, учениками, просто знакомыми... Люди разных взглядов и убеждений, они передают свои впечатления от общения с К.С. Льюисом. Также в книге есть расшифровка аудио-интервью, данного Льюисом репортеру журнала Sсience Fiction Horizons Б. Элдису.

Надеемся, эта книга станет для вас источником ценной информации.







Это статья NarniaNews.Ru - Нарния по-русски!


URL этой статьи:
/modules.php?name=News&file=article&sid=495