· Главная
  · Прислать новость
  · Лучшее
  · Архив новостей
  · О проекте и авторах
  · Работа
  · Написать нам
  · Рекомендовать нас
  · ЧАВО
  · Поиск
  · Ссылки


  · Лев, Колдунья и Ко
  · Актеры
  · Команда
  · Интервью
  · Ваши Рецензии



  · Как читать?
  · Биографии героев



  · Биография
  · История Хроник
  · Льюис и Инклинги



  · Скачать!
  · Галерея
  · Опросы
  · Narnia Icons


  · Форум сайта
  · Дневники



528 гостей и 0 пользователей.

Вы Анонимный пользователь. Вы можете зарегистрироваться, нажав здесь.







Хроники Нарнии - NarniaNews.Ru :: Просмотр темы - Статьи разных авторов о "Хрониках Нарнии".
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ГруппыГруппы   ПрофильПрофиль   ВходВход 

Статьи разных авторов о "Хрониках Нарнии".
На страницу Пред.  1, 2, 3, 4  След.
 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Хроники Нарнии - NarniaNews.Ru -> Хроники Нарнии
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Володимир
Заблокирован бессрочно


Зарегистрирован: Jun 03, 2008
Сообщения: 25

СообщениеДобавлено: Сб Ноя 14, 2009 8:31 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Цитата:
Разумеется, короли и королевы Нарнии, правящие по воле Аслана, думали о власти - в том смысле, как сказал Мастер в ПЧ


Мы не знаем, что было в головах у нарнийских Королей и не можем знать. Знаем только отзвуки.

Известно, что была благая власть. О том что во власти нарнийских Королей было какое-то зло в Хрониках нет никакой информации.

Так же нет никакой информации о том, что тема власти была как-либо табуирована или тем более о том что о ней нельзя было в каком-то смысле думать.

Отсюда логично полагать, что домысливать нечто злое или нечистое во власти нарнийских Королей это отнюдь не дело Аслана.


Разумеется, вожделение власти без права на нее - это плохо, может быть речь только об этом?
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Cокол
Грозный Админ
Грозный Админ


Зарегистрирован: Nov 30, 2005
Сообщения: 13967
Откуда: Москва.

СообщениеДобавлено: Сб Ноя 14, 2009 10:13 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Володимир писал(а):
Мы не знаем, что было в головах у нарнийских Королей и не можем знать. Знаем только отзвуки.

Известно, что была благая власть. О том что во власти нарнийских Королей было какое-то зло в Хрониках нет никакой информации.

Так же нет никакой информации о том, что тема власти была как-либо табуирована или тем более о том что о ней нельзя было в каком-то смысле думать.

Отсюда логично полагать, что домысливать нечто злое или нечистое во власти нарнийских Королей это отнюдь не дело Аслана.


Разумеется вожделение власти без права на нее - это плохо, может быть речь только об этом?


Снова софистика.
Я не говорил, что в Нарнии тема власти была табулирована и что

Цитата:
о ней нельзя было в каком-то смысле думать


- я сказал совсем иное:

Цитата:
О власти думать можно по-разному, - ОЧЕНЬ по-разному.


Ясное дело, что любой нарниец мог думать о власти, - если, например, речь шла о правосудии (это лишь пример, но вариантов - масса), - ведь в Нарнии правосудие вершили короли и королевы - об этом прямо сказано в конце ЛКПШ.
А вот утверждение, что

Цитата:
во власти нарнийских Королей было какое-то зло в Хрониках нет никакой информации


- спорно, поскольку на эту тему в Хрониках как раз есть несколько слов - в ПБ, главе восьмой:

Цитата:
— Как прелестно, — сказала Джил, — просто идти среди этой красоты. Мне бы хотелось, чтобы было побольше таких приключений. Какая жалость, что в Нарнии все время что-то случается.
Но единорог объяснил ей, что она ошибается, ведь сыновья и дочери Адама и Евы попадают из их собственного странного мира в Нарнию только тогда, когда в Нарнии какой-нибудь беспорядок. Но она не должна думать, что в Нарнии всегда беспорядок. Между их появлениями проходят сотни и тысячи лет, когда один король мирно сменяет другого, и это происходит так долго, что вы с трудом можете припомнить их имена и сосчитать сколько их было, и трудно решить, что стоит записать в летопись. Он продолжал рассказывать о былых королевах и героях, о которых она никогда не слышала. Он рассказал о королеве Лебедь, которая жила еще до Белой Колдуньи и Великой Зимы, и была так прекрасна, что когда она смотрелась в лесное озеро, отражение ее сияло из воды, как яркая звезда, год и день после этого. Он рассказал о зайце по имени Лунный Свет, с такими чуткими ушами, что когда он сидел у Котелкового озера, а рядом грохотал Великий Водопад, то мог слышать, о чем шепчутся в Кэр-Паравеле. Он еще рассказал ей, как король Ветер, который был девятым после Франциска, первого из всех королей, поплыл далеко на восток и освободил от дракона Одинокие Острова и навсегда присоединил их к королевским землям Нарнии. Он рассказал о целых столетиях, во время которых вся Нарния была так счастлива, что единственное, что вспоминалось, это танцы, пиры и турниры, и каждый день и каждая неделя были лучше, чем предыдущие. Он продолжал рассказывать, а в голове Джил теснились картины счастливых лет и тысячелетий, пока все это не стало похоже на вид с высокого холма на чудесную равнину, полную лесов, вод и нив, которая простирается так далеко, что края ее теряются в туманной дали.


Разумеется, Вы можете возразить, что в приведённой мною цитате нет прямого указания на то, было ли какое-то зло во власти нарнийских королей. Но едва ли, тогда Алмаз стал бы рассказывать о прошлом Нарнии в таком ключе.
Лично я считаю, что не может быть ничего злого во власти королей, правящих по воле Аслана - ни при каких обстоятельствах и ни под каким "соусом".
Если Вы думаете иначе, - это Ваше право.

Володимир писал(а):
Разумеется, вожделение власти без права на нее - это плохо, может быть речь только об этом?


Ну, почему же, ТОЛЬКО об этом?
Тут, ИМХО, целый комплекс всякого и разного - и вожделение власти без права на неё, и желание использовать власть в своих интересах, а не в интересах нарнийцев, и стремление удержать власть (если она уже захвачена), не стесняясь в средствах и методах, и многое, многое другое - всё самое плохое, что может быть связано с властью.
По-моему, Мастер показал всё это на примерах Белой Колдуньи, тельмаринцев, Хитра, Рыжего и тархистанцев.

P.S.

Мы сорвались в оффтоп, который скоро выйдет за рамки разумного.
В этой теме, вроде как, обсуждаются статьи разных авторов о Хрониках.
Если у Вас есть замечания по данным статьям - пожалуйста. Статей в этой теме уже несколько. Ежели замечания совсем уж серьёзные, - Вы можете их (параллельно с постами здесь) направить авторам. Думаю, авторы будут рады конструктивной критике и сделают выводы.
_________________
ДЕЛАЙ ЧТО ДОЛЖЕН И БУДЬ ЧТО БУДЕТ

"...благородная смерть - это сокровище, и каждый достаточно богат, чтобы купить его".
К.С. Льюис, "Последняя Битва".
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Володимир
Заблокирован бессрочно


Зарегистрирован: Jun 03, 2008
Сообщения: 25

СообщениеДобавлено: Сб Ноя 14, 2009 5:38 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Сокол, простите, я сделал одно крайне малое замечание о статье, и только. В оффтоп вокруг моего замечания уходите вы.

/надеюсь на этом форуме такие слова не считаются сразу обсуждением действий и личности модератора/администратора/
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Володимир
Заблокирован бессрочно


Зарегистрирован: Jun 03, 2008
Сообщения: 25

СообщениеДобавлено: Сб Ноя 14, 2009 5:42 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Я написал:

Цитата:
А почему мысли о власти это драконьи мысли?


Как мы с вами выяснили, Сокол, речь скорее всего идет о _плохих_ мыслях о власти, а не вообще мыслях о власти. Но зачем тогда в статье писать о власти как таковой вообще? Просто я знаю, что у некоторых авторов встречается подобное огульное осуждение власти вообще, и тогда когда это не уточняется, лучше отметить этот вопрос. Потому что иной человек прочитает и подумает - а вдруг вообще власть в Нарнии это в каком-то смысле плохо? и осуждено автором или словами Аслана?
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Володимир
Заблокирован бессрочно


Зарегистрирован: Jun 03, 2008
Сообщения: 25

СообщениеДобавлено: Сб Ноя 14, 2009 5:47 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Цитата:
Но едва ли, тогда Алмаз стал бы рассказывать о прошлом Нарнии в таком ключе.


Немного странное субъективное замечание. Разве редкие неприятности в истории страны говорят о зле во власти нарнийских Королей?
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Cокол
Грозный Админ
Грозный Админ


Зарегистрирован: Nov 30, 2005
Сообщения: 13967
Откуда: Москва.

СообщениеДобавлено: Сб Ноя 14, 2009 8:15 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Володимир

Постарайтесь впредь обходиться одним постом, плиззз.
Теперь - по существу:

Цитата:
речь скорее всего идет о _плохих_ мыслях о власти, а не вообще мыслях о власти. Но зачем тогда в статье писать о власти как таковой вообще? Просто я знаю, что у некоторых авторов встречается подобное огульное осуждение власти вообще, и тогда когда это не уточняется, лучше отметить этот вопрос. Потому что иной человек прочитает и подумает - а вдруг вообще власть в Нарнии это в каком-то смысле плохо? и осуждено автором или словами Аслана?


Хм... Думаю такое может подумать именно ИНОЙ человек (тот, кто лишь недавно прочитал Хроники, ничего в них толком не поняв или, хуже того, тот, кто Хроники вообще не читал и судит о них по статьям критиков).
Например, мне, грешному, такое и в голову не приходило, - впрочем, я - не показатель, - ведь в мою жизнь Хроники вошли 31 год назад...
А замечание Ваше, в том виде, как Вы его СЕЙЧАС изложили, вполне можно понять (я не сказал - принять), - возможно, автору стоит обратить на него внимание, - напишите ему. Я же выскажу свою позицию ниже.
В статьях разных, иной раз, действительно, попадаются, скажем так, неясности, неточности (вроде той, на которую Вы указали - касательно меча). Бывает и откровенный бред.
Но статьи-то люди пишут, - нереально всё охватить, всё предусмотреть и ни в чём не ошибиться.
Автор, в данной статье, в конце концов, не пишет совсем уж категорически, вроде "ВСЯ власть в Нарнии...", "ВСЕ мысли о власти..." и т.д., и т.п. - так что в огульном обхаивании я его не склонен обвинять.
Вот, например, Вы знаете Хроники очень прилично, являетесь образованым человеком. Напишите аналитическую (обзорную или какую-то ещё - нужное подчеркнуть) статью по Хроникам, - почитаем. Wink

Цитата:
В оффтоп вокруг моего замечания уходите вы.

/надеюсь на этом форуме такие слова не считаются сразу обсуждением действий и личности модератора/администратора/


Считается. Wink
Проехали.

Цитата:
Немного странное субъективное замечание. Разве редкие неприятности в истории страны говорят о зле во власти нарнийских Королей?


Разумеется, всё, что я пишу, - субъективно, я лишь мнение своё излагаю.
Те редкие "неприятности", в результате которых дети Адама и Евы из нашего мира попадали в Нарнию, как правило (исключения - Рилиан и Тириан), как раз об этом и говорят - приходилось то с Белой Колдуньей бороться, то с Миразом. Единственный случай, когда дети попали в мир Нарнии, в которой не было "неприятностей" рассказан в "Покорителе Зари", - там, если помните, Каспиан обещал Аслану отправиться в плаванье искать семерых пропавших лордов на один год и один день ПОСЛЕ того, как в Нарнии будет наведён порядок, - а на это, после войны с Миразом, потребовалось три года; но в "Покорителе Зари" была иная цель, с которой Аслан призвал детей.

P.S.

Мы отклоняемся всё больше от темы, - я это Вам в прошлом посте уже сказал.
Если Вас так волнует власть в Нарнии, - создайте отдельную тему.
_________________
ДЕЛАЙ ЧТО ДОЛЖЕН И БУДЬ ЧТО БУДЕТ

"...благородная смерть - это сокровище, и каждый достаточно богат, чтобы купить его".
К.С. Льюис, "Последняя Битва".
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Володимир
Заблокирован бессрочно


Зарегистрирован: Jun 03, 2008
Сообщения: 25

СообщениеДобавлено: Вт Ноя 17, 2009 2:17 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Цитата:
Если Вас так волнует власть в Нарнии, - создайте отдельную тему.


Создал отдельную тему.

http://narnianews.ru/modules.php?name=Forums&file=viewtopic&p=22921#22921
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Ivan
Воевал против Мираза


Зарегистрирован: Oct 05, 2008
Сообщения: 991
Откуда: Минск

СообщениеДобавлено: Вт Ноя 17, 2009 3:14 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Володимир писал(а):
Немного забавное замечание, т.к. именно Эдмунд сражается с гномом Трамом (Трампкином) в самом начале Хроники, именно на мечах.

Нет, все правильно. Они сражаются именно в 8-й главе:
Цитата:
Дети тоже надели кольчуги и шлемы. Для Эдмунда нашли меч и щит, а для Люси лук; у Питера и Сьюзен были их подарки. Когда, позвякивая кольчугами, они поднялись наверх, то чувствовали себя нарнийцами куда больше, чем школьниками. Мальчики шли чуть позади, обсуждая какой-то план. Люси слышала, как Эдмунд сказал: «Нет, позволь мне. Ему будет куда обидней, если выиграю я, а если я буду побежден, для нас урону будет меньше».


Володимир писал(а):
Король Питер и король Эдмунд не становятся меньше в священном смысле Королями от того что они могут быть слабы - это только печально.

Согласен. Полагаю, Д.Браун и говорит об их внутреннем мире.
В конце концов, ребята попали в Нарнию не только потому, что были там нужны. Она им тоже была нужна, в т.ч. и в плане духовного развития. Здесь все так взаимосвязано...
_________________
За Нарнию! За Аслана!

Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Володимир
Заблокирован бессрочно


Зарегистрирован: Jun 03, 2008
Сообщения: 25

СообщениеДобавлено: Вт Ноя 17, 2009 4:47 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Цитата:
Д. Браун:

До 8-й главы «Принца Каспиана» даже не упоминается, вооружен ли Эдмунд хотя бы обычным мечом.


Ivan писал(а):
Володимир писал(а):
Немного забавное замечание, т.к. именно Эдмунд сражается с гномом Трамом (Трампкином) в самом начале Хроники, именно на мечах.

Нет, все правильно. Они сражаются именно в 8-й главе:


Может быть, но замечание все равно забавное - в 8-й главе действия детей в Нарнии фактически только начинаются. До этого они только появились и осмотрели местность и "встретили" гнома и говорили с ним.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Angelinа
Спас принца Рилиана


Зарегистрирован: Jun 04, 2010
Сообщения: 1261

СообщениеДобавлено: Вт Июн 08, 2010 6:49 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Эдмунда и пониже опускали!
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Ivan
Воевал против Мираза


Зарегистрирован: Oct 05, 2008
Сообщения: 991
Откуда: Минск

СообщениеДобавлено: Сб Июл 17, 2010 4:51 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

А вот еще одна статья, появившаяся совсем недавно. 15 июля ее опубликовал сайт Православие.ру


Традиционалистские коды «Хроник Нарнии»

Ярослав Бутаков

Прежде, чем написать «Хроники Нарнии», Клайв Стэплз Льюис (1898-1963) был уже довольно известным в Англии религиозным писателем. Прямыми христианскими аллегориями проникнуто и его наиболее известное русскому читателю семикнижное произведение. Любопытно, что к христианству Льюис пришёл от почти полного неверия и в довольно зрелом возрасте.

Известно, что на становление религиозности Льюиса сильно повлиял его друг и однокашник по Оксфорду Дж. Р. Р. Толкин (1892-1973). Как-то Льюис, Толкин и ещё один их приятель с вечера допоздна беседовали о христианстве. О том, что произошло на следующий день, сам Льюис признавался: «Когда мы отправлялись в зоопарк, я ещё не верил, что Иисус Христос – Сын Божий, но когда мы туда пришли, я уже верил». Правда, к огорчению ревностного католика Толкина, Льюис стал англиканином, каким были его родители.

Вряд ли случайно, что полное осознание своей веры пришло к Льюису именно в зоопарке, как бы ни казалось кому-то странным и даже кощунственным такое сопоставление. Это находится в прямой связи с той ролью, которой писатель наделил животных в «Хрониках Нарнии» – ролью разумных существ. Можно такую связь объяснять, например, тем, что в поведении всех живых существ Льюис видел зачатки искры Божьей – души. Можно и тем, что Льюис просто был неравнодушен к братьям нашим меньшим и желал, чтобы хоть в изобретённом им мире они были избавлены от преследований и жестоких страданий, каким многие из них подвержены в нашем мире, где правят люди. Это, в конце концов, неважно. Пути к Богу сугубо индивидуальны, и если созерцание живых созданий Господа внезапно помогло одному из людей осознать главную истину христианства – что в этом плохого?

Тот мир, который занимает центральное место в «Хрониках Нарнии», непохож на наш в первую очередь своей одушевлённостью. Я бы даже сказал – одухотворённостью. Правда, иной возразит – не одухотворённостью, а разумностью. Не соглашусь. Разве способность к членораздельной речи, которой в Нарнии наделены многие животные, – признак разума, а не духа? Что такое разум без духа – это Льюис подчёркивает постоянно. Вспомним, что не обладавший соответствующий духовным настроем профессор Эндрю Кеттерли оказался не способен понять ни песню Льва, ни обращённую к нему речь животных. Разум без духа – ничто, это спящий, бесплодный разум. Дух, который Создатель в облике Льва вкладывал в обитателей Нарнии на заре времён, позволял им воспринимать в целости красоту мироздания, а отсюда уже у них проистекало то, что рациональный человек привык называть «разумом».

Почти столь же «разумен», как профессор Кеттерли, был поначалу и мальчик Юстейс по прозвищу Бяка. Но всё-таки не совсем. Заклятие, обратившее его в дракона, но не отнявшее способности понимать окружающее, страданием помогло пробудиться в нём дремлющему духу. Когда Юстейс-дракон вновь обрёл способность сопереживать, заклятие упало по воле Льва. И наоборот, кот Рыжий, оказавшийся на стороне сил Зла в Последней битве, разве он утратил разум, когда узрел демона Таша? Нет, он «всего лишь» потерял дар речи. И это случилось как логичное следствие того, что ещё раньше он убил в себе дух, данный ему от рождения Львом. Почему и встал на сторону Зла. В Нарнии отчётливо выражена ничтожность того «разума», который мы привыкли ставить во главу угла всех наших земных дел, перед силой Духа и его главнейших производных – Добра и Красоты.

Льюис постоянно насмехается над «прогрессивными» веяниями. Особенно полна такой сатиры на современное общество пятая книга «Поспешающие к восходу, или Поход на край света». Она начинается с издёвки над «новыми семейными отношениями»: «Своих родителей он называл не папой и мамой, а Гарольдом и Альбертой, и они против этого ни чуточки не возражали, потому что считали себя очень современными…» Постепенно выясняется, что воспитанный такими «современными» родителями мальчик Юстейс оказывается напичканным какими угодно практическими сведениями, кроме обычных человеческих чувств товарищества и понимания красоты. Ему приходится пройти через немалые испытания и лишения, чтобы эти чувства в нём пробудились.

Король Каспиан, прибыв на Одинокие острова и пожелав реализовать свои державные права, застаёт там узурпатора, воплощающего всё мишурное величие, самодовольство и самомнение современной государственной бюрократии. «В дальнем конце помещения, в окружении секретарей, помощников и советников сидел самолично Его достаточность Гумпас, губернатор Одиноких островов… Бросив беглый взгляд на вошедших, он вновь уткнулся в свои бумаги и пробормотал: «Приём только по предварительной записи. Запись в канцелярии. Приёмный день – вторая суббота каждого месяца. Часы приёма с девяти до десяти»«.

Узурпаторы оказываются сведущи во всём, что касается экономических выгод государства. Кроме одного – элементарного Добра.

«…– Вы встретили нас не так, как должно приветствовать своего законного государя. Перед вами король Нарнии.

– Я не получал на сей счёт письменного уведомления, – проскрипел губернатор, – даже устного не получал. Нигде в протоколах ни о каком монаршем визите не говорится. Это не по правилам. Извещение по всей форме я готов рассмотреть…

– Мы прибыли без предупреждения, – не дал ему договорить Каспиан. – …Более всего нас интересуют два вопроса. Первый вот каков: как нам удалось выяснить, Одинокие острова вот уже сто пятьдесят лет не платят податей в королевскую казну.

– Этот вопрос может быть вынесен на рассмотрение Совета в следующем месяце, – отозвался Гумпас. – Если предложение будет поддержано, мы создадим рабочую комиссию по изучению создавшегося положения, которая подготовит доклад о состоянии финансовой задолженности Островов на текущий год к первому заседанию года следующего, после чего…

– Действующий закон гласит, – снова прервал его разглагольствования король, – что в случае неуплаты дани задолженность возмещается за счёт личных средств губернатора…

– Должно быть, Ваше величество изволят шутить!.. Подобное решение, принятое без учёта объективных экономических условий!..

– Во-вторых, – продолжал Каспиан, – мы желаем знать, почему вы допускаете, чтобы на островах, вопреки нашим исконным обычаям и законам, процветала противоестественная, постыдная работорговля?

– Это диктуется экономической необходимостью, – отвечал губернатор. – Указанная Вами отрасль торговли лежит в основе нашего нынешнего благосостояния… Рабы – важнейшая статья нашего экспорта. Мы осуществляем крупные поставки… Конечно, Вам нелегко вот так, с ходу, вникнуть в суть происходящих у нас экономических процессов. Но у меня есть графики и статистические таблицы…»


Дальше происходит, как и должно быть в хорошей сказке. Король без всяких графиков и статистических таблиц свергает узурпатора, а с ним вместе и его бюрократию с парламентаризмом, и восстанавливает справедливость, закон и порядок. Производит консервативную революцию. Увы, пока это можно встретить лишь в сказках. Сатира на современность продолжается в шестой книге «Серебряное кресло» в рассказе про новомодное образование:

«То была «экспериментальная школа совместного типа обучения» или, если проще, «смешанная школа», то есть такая, где мальчиков и девочек «перемешали», чтобы не сказать «перепутали», но больше всего намешано и напутано было в головах у тех, кто руководил этим экспериментом. Основной их принцип был вот каков: пусть дети делают всё, что им угодно. К сожалению, десяток-полтора старших учеников решили, что им угодно издеваться над прочими, и всевозможные пакостные дела и делишки, которые в обычной школе обнаруживаются и искореняются в два счёта, здесь процветали. Более того, виновных не только не изгоняли из школы, но даже не наказывали. Напротив, сама директриса со словами «Ах, какой интересный психологический казус!» вызывала их в свой кабинет и беседовала с ними иногда по нескольку часов кряду. А кто исхитрялся на таком собеседовании ещё и подладиться к начальству, становился любимчиком».

Кстати, к вопросам правильного воспитания и взаимоотношения полов Льюис был особенно чуток. В одном из его более ранних произведений – «Мерзейшая мощь», завершающем трилогию так называемых «Внеземных повестей», – наибольшее зло творят мужчины, похожие на женщин, и женщины, похожие на мужчин. Однако вернёмся к Нарнии. В конце «Серебряного кресла» герои, возвратившись в наш мир, разумеется, посрамили (с помощью Льва) директрису. «Тогда друзья директрисы поняли, что директриса в директрисы не годится, и устроили её главным инспектором над другими директорами. Когда же выяснилось, что она и на это не способна, её протолкнули в парламент, где она счастливо пребывает и по сей день»…

Нарния – это не вся альтернативная Вселенная Льюиса, а только один из множества параллельных, взаимопроникающих миров. И даже не один целый мир, а всего лишь одна страна в одном из миров. Но страна центральная. Своего рода земля обетованная, где полнее всего воплотился замысел Создателя. Но обетованная не избранному племени из числа людей, а многим живым созданиям. Людей среди них немного. В Нарнии они предназначены царствовать, если отвечают этому высокому предназначению. Или же рано или поздно оказываются извергнуты из неё, как это случилось с тельмаринцами.

Вокруг Нарнии существуют большие земли, целые Империи (Калормен), населённые людьми. Писатель в редких случаях объясняет, как они туда попали, предоставляя читателям догадываться самим: не то это впавшие в варварство размножившиеся потомки самой первой королевской четы, правившей Нарнией, не то это, подобно тельмаринцам, во время o'но попавшие в нарнианскую Вселенную люди из нашего мира. Близость к Нарнии, хотя и не всегда, оказывает на людей облагораживающее влияние (Арченланд).

Для человека, зацикленного на явлениях нашего мира, Нарния предстаёт не более, чем грёзой детей, прятавшихся в старом шкафу и придумавших целый мир, якобы находящийся по другую сторону шкафа. По мере взросления даже старшая из четвёрки детей – Сьюзен – утрачивает чуткость и восприимчивость к сигналам из параллельного мира, увлекается соблазнами нашей Вселенной, призывает братьев и сестру «перестать играть в детские игры». В конце времён она оказывается вне истинной Нарнии, возродившейся после гибели Нарнии изначальной…

Во всех актах очищения Нарнии от зла (особенно от тельмаринцев в конце четвёртой книги «Принц Каспиан»), совершаемых Львом, происходит разделение людей (и одухотворённых животных) на тех, кто оказывается способен принять благодать, даруемую Львом, и на тех, кто её отвергает и сам становится отверженным. Достижение высшего блага доступно в принципе всякому, как показывает история со спасением калорменца Эмефа в «Последней битве». Он носил в себе своё высокое представление о божестве, хотя и отождествлял (вербально) его с калорменским демоном Ташем, знакомым ему с детства. Благодаря этому он оказался способен узреть благородный облик Льва и признать в нём Создателя и Хозяина Вселенной. Впрочем, какую роль в этом сыграла собственная воля самого Эмефа, а какую – промысел Льва, читателю предоставляется широкий простор для самостоятельных суждений. Персонажам книги постоянно предоставляется свобода выбора. Но выбирают они сами или же замысел Творца всякий раз предопределяет их выбор – готового ответа на этот вопрос книга, как будто, не содержит.

Источник: http://pravoslavie.ru/smi/2086.htm
_________________
За Нарнию! За Аслана!

Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Астрель
Старожил


Зарегистрирован: May 15, 2008
Сообщения: 788

СообщениеДобавлено: Сб Июл 17, 2010 5:44 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

На мой взгляд, очень слабая статья, полная неточностей.
Единственное по-настоящему ценное наблюдение для меня, так это о том, что потеря речи Рыжим является как бы завершающим этапом для регресса, который начался давно. Нечто похожее случается и с Рабадашем, который по сути был уже осел ослом ) Но у него все-таки был шанс отречься от такой модели поведения, пока она его не поглотила - в прямом и переносном смысле слова. Превращение было лишь олицетворением его внутреннего состояния. Еще один пример - это героиня "Ходячего замка" Софи, которую Болотная ведьма превратила в старуху. Софи же по ходу произведения встает перед неприятным фактом: внутри она самая настоящая старуха и поэтому ей, в некотором смысле, удобно быть в таком облике. Собственно, это и мешает друзьям снять с нее заклятие.

Что касается неточностей:

Цитата:
Любопытно, что к христианству Льюис пришёл от почти полного неверия и в довольно зрелом возрасте.


Вроде бы Льюис писал о том, что в его жизни был момент охлаждения к христианству. И пришел он не от неверия, а от вот этой самой охлажденности. Это бы, своего рода, Ренессанс. А значит было время, быть может, в детстве, когда Льюис верил. Поправьте меня, если я неправа.

Цитата:
Пути к Богу сугубо индивидуальны, и если созерцание живых созданий Господа внезапно помогло одному из людей осознать главную истину христианства – что в этом плохого?


Полагаю, то, что Льюис вернулся из зоопарка верующим, вовсе не говорит о том, что это случилось благодаря созерцанию животных! )) Как будто до этого он в зоопарке не был ))) Он же туда не с кем-то, а с Толкином пошел.

Цитата:
Когда Юстейс-дракон вновь обрёл способность сопереживать, заклятие упало по воле Льва.


Гм. Это как-то очень упрощенно. "Раздраконился" Юстэс, конечно, с помощью Аслана - никак не иначе. Но по своей воле и это подчеркивается особо. По своей воле он пошел на боль, на боль и снова на боль. На обжигающее плавание в исцеляющей воде. И благодатью Аслана стал самим собой.

Цитата:
В одном из его более ранних произведений – «Мерзейшая мощь», завершающем трилогию так называемых «Внеземных повестей», – наибольшее зло творят мужчины, похожие на женщин, и женщины, похожие на мужчин.


Непонятно, к чему это вообще было сказано. Тем более, что фраза сама по себе достаточно спорная - чем похожие? насколько похожие? ну и так далее..
В Хрониках вообще была отличная фраза, дословно не воспроизведу, но многие помнят: совет опасаться и держать оружие наготове, если рядом кто-то кто был человеком и перестал им быть, или по какой-то причине еще не человек и т.д. Я, как минимум, бедного Буратино вспомнила )) А при желании можно было бы многих вполне положительных персонажей.. а! Страшила, Железный дровосек!!! ))

Цитата:
По мере взросления даже старшая из четвёрки детей – Сьюзен – утрачивает чуткость и восприимчивость к сигналам из параллельного мира, увлекается соблазнами нашей Вселенной,


Сигналы из параллельного мира???! И об этом сожалеет православный человек?? )))
Ну что про Сьюзен все не так просто - так это и так многие понимают.

Цитата:
Персонажам книги постоянно предоставляется свобода выбора. Но выбирают они сами или же замысел Творца всякий раз предопределяет их выбор – готового ответа на этот вопрос книга, как будто, не содержит.


Эээ.. ну если выбора на самом деле нет, то это просто обман.
Как-то странно читать о предопределении опять же от православного автора.
Намудрил-то намудрил.. как вообще можно предполагать по Хроникам Нарнии, что выбор героев предопределен свыше, я просто не понимаю.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Cокол
Грозный Админ
Грозный Админ


Зарегистрирован: Nov 30, 2005
Сообщения: 13967
Откуда: Москва.

СообщениеДобавлено: Сб Июл 17, 2010 6:40 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Астрель

По большому счёту, - возражений по тезисам не имею.
Так что скажу совсем чуток:

Астрель писал(а):
Льюис писал о том, что в его жизни был момент охлаждения к христианству. И пришел он не от неверия, а от вот этой самой охлажденности. Это бы, своего рода, Ренессанс. А значит было время, быть может, в детстве, когда Льюис верил. Поправьте меня, если я неправа.


Хм... Вроде, из фильма "За пределами Нарнии" видно иное:
Был таки у Мастера период, который был чем-то бОльшим, чем охлаждение к христианству.
Но! Изначальная база у Мастера была.
Так что, по сути, в Мастере дало прекрасный цветок то семечко, которое никуда не делось.

Астрель писал(а):
В Хрониках вообще была отличная фраза, дословно не воспроизведу, но многие помнят: совет опасаться и держать оружие наготове, если рядом кто-то кто был человеком и перестал им быть, или по какой-то причине еще не человек и т.д.


Да, да, да! Это было в ЛКПШ, - замечательная фраза, горячо мною любимая, которую сказал мистер Бобр, в главе 8, которая называется "Что было после обеда", - даю точную цитату:

Цитата:
... послушайтесь моего совета: если вы встретили кого-нибудь, кто собирается стать человеком, но еще им не стал, или был человеком раньше, но перестал им быть, или должен был бы быть человеком, но не человек, — не спускайте с него глаз и держите под рукой боевой топорик.

_________________
ДЕЛАЙ ЧТО ДОЛЖЕН И БУДЬ ЧТО БУДЕТ

"...благородная смерть - это сокровище, и каждый достаточно богат, чтобы купить его".
К.С. Льюис, "Последняя Битва".
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Pietro
Старожил


Зарегистрирован: Nov 11, 2011
Сообщения: 488
Откуда: Petropolis

СообщениеДобавлено: Чт Авг 30, 2012 5:43 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Предисловие к "Племяннику Чародея" в переводе Ирины Вихровой, изданному петербургской фирмой "Энтар" в 1993 году. Автор – профессор НовГУ Владимир Васильевич Мусатов (1949–2003).

Цитата:
ОТКРЫТЬ ТАИНСТВЕННУЮ ДВЕРЦУ…

У Вас в руках – удивительная книга удивительного человека.

Этот человек был ученым – специалистом по средневековой литературе. Философом и богословом. И еще – детским писателем. Его звали Клайв Стейплз Льюис (1898–1963). Повесть «Племянник чародея» – первая из «Хроник Нарнии», написанных Льюисом в 1950–1955 годах. Повесть настолько увлекательная, что Вы можете смело бросить предисловие и перескочить к истории о том, как девочка Полли и мальчик Дигори обнаружили на чердаке своего дома маленькую дверцу. Таинственную дверцу. Открывать или нет?

– Ну что, попробуем? – спросил Дигори.

– Если ты играешь, то и я играю…

Впрочем – стоп, стоп, стоп! Не торопитесь. Вы уже держите в руках эту книгу и еще успеете ее прочесть. Давайте сначала вспомним один сон. Он снится детям, пока они не стали взрослыми. Он снился взрослым, когда они еще были детьми. Это наш общий сон. Мы ищем во сне какую-то дверцу. За ней скрывается что-то чудесное, а может быть, и страшное. Мы находим ее – и просыпаемся. Или никак не можем найти, но точно знаем, что эта дверца есть. Что за сон? Почему он снится нам в детстве?

Детство – это переход. Куда? В будущее. Во взрослый мир, который так влечет детей. Чтобы перейти в него, нужно решиться совершить первый в своей жизни самостоятельный поступок. Переступить порог. Герои Клайва Стейплза Льюиса переступают его. И что нее им открывается? Им открывается МИР.

Он похож на огромный дом со смежными комнатами и промежуточными местами, вроде чердака или туннеля под крышей. В каждый мир ведет свой вход. В каждом – свое пространство и время. Свои законы. Свои властители и подданные. Миров много, и, пожалуй, не хватит никакой самой длинной человеческой жизни, чтобы побывать во всех. Так что, кроме перехода, предстоит еще и выбор. Но что же можно выбирать, если мы сталкиваемся с неизвестностью? Ведь можно выбрать что-нибудь не то. Дверца, которую открывают Полли и Дигори, ведет в неизвестность, полную случайностей и опасностей. Дети думают, что они играют, а оказывается, что с ними играет мир – множественный, непознанный, опасный и привлекательный. И никогда, никому не дано знать, с кем или с чем ты столкнешься, открывая ту или иную дверь.

Можно, конечно, не открывать никакой дверцы, но тогда не будет никакого события. И – никакой сказки. Поэтому откроем и войдем. Куда?

Сначала в мир древнего Чарна, освещенного тусклым безрадостным светом. Где все разрушено и опустошено. Где нет ни одной живой души, кроме злой королевы-колдуньи Ядис. Королева хотела бы владеть всем этим миром, но она настолько зла, что уничтожила его Погибельным словом. Зачем? А чтобы он не достался никому, кроме нее. Как хорошо было бы, если Полли и Дигори попали бы в другое место. Но проклятая случайность влечет за собою нежелательные последствия. Теперь им никак не отвязаться от королевы. И черная тень Колдуньи нависает над милой и доброй Англией, куда возвращаются дети, над тетей Летти, вообще над всей землей, котррую теперь хочет завоевать Ядис.

Выдумка? Фантазия? И да, и нет. Героям Льюиса грозит самая настоящая опасность. Соприкосновение со злом – это вполне «взрослая» реальность смерти. И когда повесть описывает смерть человека от руки Ядис, то описывает всерьез: «Колдунья опустила перекладину на каску старшего полисмена, и тот упал как подкошенный». Тут не до шуток. И детям не делается скидки на то, что они – дети.

С чего начинается соприкосновение Полли и Дигори со злом?

С того, что они попадают в комнату дяди Эндрю, себялюбивого, тщеславного, жадного человека. К тому же он потихоньку занимается черной магией. Нет, он не настоящий чародей, как сначала подумала Ядис. Так себе, любитель, каких сегодня развелось среди нас с вами много. Но чары, которые он пробует, обладают реальной и страшной силой. Дядя Эндрю не владеет этой силой. Он. лишь вызывает ее – и чуть сам не становится жертвой. Человеку вообще относительно легко войти в контакт с силами зла. Но управлять ими невозможно. Это они начинают управлять человеком. Настоящее, большое зло приходит потому, что его вызвали совершенно ничтожные люди. Но оно далеко не ничтожно. Оно величественно, страшно и почти непреодолимо.

Почти? Да, почти.

Потому что есть и другой мир, в котором юное солнце, «выходя на небо, играло и смеялось от радости». И есть творец этого мира — чудесный лев Аслан. Этот мир называется НАРНИЯ. Там говорят звери и птицы, там думают деревья… «Нарния! – взывает глубокий, дивный голос Аслана. – Проснись! Люби. Думай. Говори. Да будут Деревья твои думающими. Да будут Звери твои говорящими. Да будут воды твои священными.» Нарния говорит нам о том, что жизнь задумана прекрасно. Но это именно прекрасный замысел. Мало ли что бывает хорошо замыслено, да скверно осуществлено! В Нарнию тоже может прийти Зло, зло в облике Ядис. Поэтому прекрасный замысел Аслана необходимо осуществить, то есть отстоять от тех самых чар, какими столь бездумно балуется дядя Эндрю. Здесь нужны усилия детей.

Но почему детей?

Потому что люди по самой сути своей – дети. Аслан называет Полли и Дигори Детьми Адама и Евы. А мы все помним, как неразумно поступили наш праотец и наша праматерь, навсегда утратив возможность жить в раю, то есть жить в мире таком, каким он был задуман Творцом. Если присмотреться к дяде Эндрю, да и к грозной колдунье Ядис, то они ведь удивительно похожи на капризных, испорченных детей, для которых существует только собственное желание: «Я хочу!». Чтобы победить их, Полли и Дигори должны повзрослеть. Но что это значит – повзрослеть?

Пока человек хочет распоряжаться, собою лишь по собственному желанию, бесконтрольно и самовольно, он – ребенок. Вы спросите: как же так? Ведь если человек сам себе хозяин – он уже взрослый! И если ребенок дорос до того, что сам действует и живет сам по себе, значит, он вырос! В том-то и дело, что – нет, отвечает нам мудрый английский сказочник Клайв Стейплз Льюис. Стоит человеку перестать мечтать и начать действовать, как он вмешивается в борьбу мировых сил Добра и Зла. Каждый его шаг, каждый его поступок не может быть нейтральным по отношению к этой борьбе. И совершая самовольные и бесконтрольные, вроде бы действия, он приводит в движение неизвестные ему силы. Он сталкивается с такими последствиями своих поступков, о которых не догадывается.

Когда мальчик Дигори чуть было не съел без разрешения волшебное яблоко, исполняющее все желания, мудрый Аслан в ответ на признание в чуть было не совершенном поступке ответил: «Если бы кто-то из нарниан, не получив на то повеления, явился бы в тот Сад непрошенным, сорвал заветное яблоко и посадил его здесь, чтобы оно защищало страну, то оно бы, конечно, ее защитило. Но при этом Нарния из милой и доброй страны, какой я ее задумал, превратилась бы в могущественную и кровавую империю…». Человек не может поступать, «не получив на то повеления» высших сил. И действовать в этом мире —- это значит отдавать себе отчет в высшем смысле своих поступков, то есть в том, по чьему повелению ты поступаешь. А когда тебе кажется, что ты – сам себе хозяин, то хозяином твоим оказывается Зло в облике королевы Ядис, а может быть, и в каком-нибудь другом облике.

Детство – это возможность. Возможность стать дядей Эндрю, жалким трусишкой на побегушках у могучего и злого Хозяина. Или возможность обрести дружбу и покровительство Аслана, чудесную Нарнию с говорящими птицами и зверями, с думающими деревьями. Стоит поработиться злом, и Нарния для тебя пропадает. Когда Аслан своим пением творит эту страну, дядя Эндрю слышит только львиный рев, и ничего более. А в речи разумных говорящих обитателей Нарнии различает лишь «лай, хрюканье, ржание и вой». Зато королева Ядис, чуть не погубившая его, продолжает вызывать в нем восхищение. Что ж, в Ядис есть своя красота – красота Зла. И если она подействовала на тебя, избавиться от этих чар почти невозможно.

Как видите, сказка Льюиса – и чудесный вымысел, и мудрое предостережение. Предостережение детям, которым предстоит стать взрослыми, и взрослым, которые были детьми и остались ими. А потому читать эту волшебную повесть лучше вместе и тем, и другим. Настоящие сказки пишутся вовсе не для маленьких, а для всех. Ведь дети иногда оказываются взрослее и умнее самых взрослых и самых умных. А взрослые никогда не перестают быть маленькими.

Победит ли Добро окончательно? Праздный вопрос. С одной стороны, мама Дигори, которая смертельно больна, выздоравливает благодаря чудесному яблоку, подаренному Асланом. Но, с другой стороны, Колдунья Ядис только до поры до времени не смеет тревожить покой Нарнии, а потом она все же предъявит на нее свои права. Поэтому нужно не спрашивать об окончательной победе, а действовать во имя нее. И потом подумаем: если победа будет окончательной, сказке наступит конец, ибо прекратятся все события. Со-бы-тия! Мы произнесли слово, которое объясняет в сказках Клайва Стейплза Льюиса самое главное.

А главное заключается в том, что мир и есть событие, в котором нам дана возможность участвовать. Человек, будь он ребенком или взрослым, есть прежде всего действующее лицо. Невозможно жить не действуя. Невозможно не совершать поступки. Эти поступки не могут быть никакими. Они могут быть только злыми или добрыми. Невозможно не делать выбора, Невозможно не открыть дверцы.

– Ну что, попробуем? – спросил Дигори,

– Если ты играешь, то и я играю…

Попробуем открыть первую страницу первой хроники Нарнии…

Владимир Мусатов


А иллюстрации к этому изданию можно посмотреть здесь: http://narnianews.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=384
_________________
Песнь, что пою я – лишь эхо невнятное
Грез золотых, порождения снов,
Сказ, нашептанный в часы предзакатные,
Избранным душам завещанный зов.
© JRRT
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Rensum
Сражался при Беруне


Зарегистрирован: Jan 31, 2006
Сообщения: 158
Откуда: Россия

СообщениеДобавлено: Чт Янв 31, 2013 6:10 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Подниму темку.

Астрель писал(а):
На мой взгляд, очень слабая статья, полная неточностей.

Что касается неточностей:

Цитата:
Любопытно, что к христианству Льюис пришёл от почти полного неверия и в довольно зрелом возрасте.


Вроде бы Льюис писал о том, что в его жизни был момент охлаждения к христианству. И пришел он не от неверия, а от вот этой самой охлажденности. Это бы, своего рода, Ренессанс. А значит было время, быть может, в детстве, когда Льюис верил. Поправьте меня, если я неправа.

Тем не менее, сам Льюис не говорит о своей вере в детстве как о чем-то серьезном. Спасительную веру в Христа может обрести только грешник, а так как ребенок не является "де-юре" грешником (до некоторого возраста, ведомого только Богу), то и обрести такую веру он не может.

Астрель писал(а):

Цитата:
Пути к Богу сугубо индивидуальны, и если созерцание живых созданий Господа внезапно помогло одному из людей осознать главную истину христианства – что в этом плохого?


Полагаю, то, что Льюис вернулся из зоопарка верующим, вовсе не говорит о том, что это случилось благодаря созерцанию животных! )) Как будто до этого он в зоопарке не был ))) Он же туда не с кем-то, а с Толкином пошел.

Да, скорее всего он, Льюис, упомянул эту деталь как занимательный факт, не более, и к созерцанию животных тут обретение веры отношения не имело.

Астрель писал(а):

Цитата:
В одном из его более ранних произведений – «Мерзейшая мощь», завершающем трилогию так называемых «Внеземных повестей», – наибольшее зло творят мужчины, похожие на женщин, и женщины, похожие на мужчин.


Непонятно, к чему это вообще было сказано. Тем более, что фраза сама по себе достаточно спорная - чем похожие? насколько похожие? ну и так далее..
В Хрониках вообще была отличная фраза, дословно не воспроизведу, но многие помнят: совет опасаться и держать оружие наготове, если рядом кто-то кто был человеком и перестал им быть, или по какой-то причине еще не человек и т.д. Я, как минимум, бедного Буратино вспомнила )) А при желании можно было бы многих вполне положительных персонажей.. а! Страшила, Железный дровосек!!! ))

К сожалению, вы "Мерзейшую мощь" либо не читали, либо не обратили внимания на таких мерзких персонажей как Хардкастл и Уизер. Что касается Буратино, Страшилы, Железного дровосека - это всё примеры мужественности, что как раз-таки говорит о том, что человечность она не по внешнему сходству, а по внутренним убеждениям.

Астрель писал(а):

Цитата:
Персонажам книги постоянно предоставляется свобода выбора. Но выбирают они сами или же замысел Творца всякий раз предопределяет их выбор – готового ответа на этот вопрос книга, как будто, не содержит.


Эээ.. ну если выбора на самом деле нет, то это просто обман.
Как-то странно читать о предопределении опять же от православного автора.
Намудрил-то намудрил.. как вообще можно предполагать по Хроникам Нарнии, что выбор героев предопределен свыше, я просто не понимаю.

Приведу один пример из многих:
Цитата:
- Ах, Ша... нет, Кор! Расскажи мне, как король узнал, что ты - это ты.
- Давай присядем, - сказал Кор. - Это быстро не расскажешь. Кстати,
отец у меня - лучше некуда. Я бы любил его точно также... почти также,
если бы он не был королем. Конечно, меня будут учить и все прочее, но
ничего, потерплю. А история моя такая: мы с Корином близнецы. Когда нам
исполнилась неделя, нас повезли к старому доброму кентавру -благословить,
или что-то в этом роде. Он был пророк, кентавры часто бывают пророками. Ты
их не видела? Ну и дяди! Честно, я их немножко боюсь. Тут ко многому надо
привыкнуть...
- Да, - согласилась Аравита, - ну, рассказывай, рассказывай!
- Так вот, когда ему нас показали, он взглянул на меня и сказал: "Этот
мальчик спасет Орландию от великой опасности".
...
- Интересно, - продолжала она, - как ты спасешь Орландию.
- Я уже спас, - застенчиво ответил Кор.
Аравита всплеснула руками.
- Ах, конечно! Какая же я глупая! Рабадаш уничтожил бы ее, если бы не
ты.

Свобода выбора: Кор мог и не спасать Орланидию.
Предопределение: именно о нём было пророчество, что он спасет.
Можно сказать так: по воле Аслана Кору предоставилась возможность спасти свою страну, и Кор по своей воле решил её спасти.


Еще я бы хотел добавить пару ссылок относительно первой статьи про астро-логию.

Первая - это статья о космических "экспериментах" Льюиса в Космической трилогии. С гугло-переводом всё должно быть понятно даже не англоговорящим. Там же интересные комментарии про веру и освоение космоса.
http://www.thespacereview.com/article/1754/1

Вторая - это слайдшоу про конкретные факты о Марсе, которые были известны тогда, во время написания Космической трилогии, и сейчас.
http://www.slideshare.net/AndrewLang/lewis-view-ofmarsinoutofthesilentplanet-7509692

Примечательно, что температурный режим и атмосфера очень схожи между Льюисовскими литературными вымыслами и современными представлениями о прошлом в марсианской истории.
1) на Марсе всегда была менее плотная атмосфера, чем на Земле, из-за низкой гравитации;
2) из п.1 следует, что она была более прохладной;
3) там есть горы под 20 км высотой над "средней", опять же из-за низкой гравитации;
4) воды очень много, предположительно, в прошлом имелись океаны до 1 км глубиной;
5) подтверждено наличие глиняных отложений, из чего следует, что даже имелись источники пресной воды;
6) на больших перепадах высоты разрежение атмосферы достигало критических значений для любой формы жизни;
7) пылевые бури действительно носятся по поверхности Марса.

У Льюиса в рассказе есть упоминания о периодах расцвета растительной жизни на Марсе по всей поверхности, но в реальности такого не наблюдается и близко, ни в настоящем, ни в прошлом. Поэтому стоит снисходительно относиться и к другим "техническим" деталям рассказа. Например, обособленная область с более теплым климатом слишком фантастична, так как для этого необходимо было сделать долину на 30 км в глубину от основной поверхности.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Хроники Нарнии - NarniaNews.Ru -> Хроники Нарнии Часовой пояс: GMT + 6
На страницу Пред.  1, 2, 3, 4  След.
Страница 3 из 4

 
Перейти:  
Вы можете начинать темы
Вы можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Template->make_filename(): Error - file quick_reply.tpl does not exist