«[Льюиса] называют апологетом, а теперь даже - лучшим апологетом нашего века, но снова и снова думаешь, возможно ли вообще оправдать и защитить христианство перед лицом мира». --Н.Трауберг
Язык не переносит лишнего труда. Когда он по случайности наталкивается на длинное, труднопроизносимое слово, то очень быстро подстраивает его под себя. Так японцы, в свое время принявшие, как и весь мир, русское слово «спутник», не перенесли стоящих рядом наших согласных – и очень быстро переделали неологизм в «супутонику».
А бывает, язык старается сократить какое-то длинное название, вплоть до аббревиатуры. Зачем терять время, когда можно произнести всего лишь «КГБ», например, - и всем ясно, о чем речь? По этому же принципу иногда прибегают и к сокращению имен людей, часто всеми упоминаемых. Логично, что такой чести удостаиваются политики. Так, в России «сократили» своих президентов – до ЕБН и ВВП, а в США – президента Джона Кеннеди до JFC, проповедника Мартина Лютера Кинга до MLK. Не менее часто, чем политики, «сокращения» переживают музыканты и писатели: АБС называют в России Аркадия и Бориса Стругацких, БГ – Бориса Гребенщикова; «Битлз», знаменитую ливерпульскую четверку – JPGR; а автора «Властелина Колец» Джона Толкина называют JRRT. В число людей-акронимов попал и другой английский писатель, близкий друг JRRT – Клайв Стейплз Льюис (CSL).
Католик, протестант, православный
Льюис – христианский писатель. Но так получается, что граница между любовью к Льюису и неприязнью к нему проходит не по конфессиональной принадлежности. Его одинаково любят и католики, и протестанты, и православные. Как написал о. Яков Кротов, «православный Николай Зернов, знавший Льюиса, описывает его жизнь как «поразительно характерное для православного "житие"», в котором на первом месте поставлено милосердие Льюиса. Почитатели Льюиса из числа католиков творили о нем свой миф, подчеркивая его девственность. … Почитатели из баптистов умудряются создавать образ Льюиса – абстинента, не ведающего вкуса алкоголя и табака». Однако людей, К. Льюиса не воспринимающих, в религиозной среде было немало и при его жизни. Есть они и сейчас, но и это отношение внеконфессионально.
Льюис стал знаменит после того, как в Америке опубликовали «Письма Баламута» - книгу, написанную в форме писем-советов беса своему племяннику-бесенку, пытающемуся искушать человека. Сам писатель так и не смог привыкнуть к своей знаменитости и огорчался, что больше всего читателям понравилась такая «опасная» книга. В Россию же Льюис пришел в основном в самиздате. Часть его книг были изданы и вполне легально. Удивительно, но одно из самых христианских его произведений, - экранизированная недавно в Голливуде сказка «Лев, колдунья и платяной шкаф» - в СССР не только издали в твердом переплете, но вышла даже ее инсценировка на детской пластинке (!), правда, уже под самый развал страны – в 1988 году.
Негениальный гений
Наверное, К. С. Льюис не был гениальным писателем. В его книгах нет того заряда, который позволял бы их героям жить своей жизнью за пределами повествования. Когда мы читаем «Властелин колец» или «Волшебник страны Оз», то погружаемся в мир сказки, а с сожалением выныривая из него, начинаем фантазировать о том, что могло бы произойти дальше. Поэтому столько продолжателей (и подражателей) у JRRT. Но я ничего не слышал о чьем-либо желании продолжить «Хроники Нарнии».
Гениальность Льюиса – в другом.
Как и Г. Честертон, великий английский писатель, оказавший на Льюиса огромное влияние, он тоже порой заставляет нас в восхищении стучать ладонью по столу: когда его слова попадают в «десятку»… даже нет – в десять с половиной! Кажется, он не открывает каких-то тайных истин, все это ты давно знал где-то в глубине себя; этот камертон всегда звучал где-то внутри, но, благодаря Льюису, его голос вдруг становится отчетлив и ясен, он громко выделяется на фоне других внутренних голосов.
Священник для обычных людей
Такова книга «Просто христианство», написанная по мотивам его радиобесед. Абсолютно внеконфессиональная книга. В веке, отрицающем абсолютные величины, она просто и блестяще рассказывает о том, почему существуют абсолютные Добро и Зло, о великом плане Искупления и о необходимости христианской Морали. «Просто христианство» - книга для неверующих, однако не много найдется верующих, которым она была бы бесполезна. В ней Льюис делает то, что так хорошо ему всегда удавалось – ставит все с головы на ноги. Он обращается к темам, которые близки разного рода интеллектуалам, вроде себя самого, но о которых не очень-то любят говорить священнослужители. Именно в этом – сила Льюиса. Он не боится размышлять над самыми сложными вопросами, такими, в которых крайне важно найти точный баланс, чтобы не свалиться ни в пучину законничества, ни в болото вседозволенности. Первый же его трактат был посвящен теме страдания, перед которой часто пасуют и более искушенные проповедники.
Когда-то БГ пел:
«Я хочу видеть доктора с лекарством в чистой руке
или священника, с которым я смогу говорить на одном языке».
В лице Льюиса, никогда не бывшего священнослужителем, многие из нас обрели именно такого священника, который говорит на языке «обычных» людей Не всегда его разговор получается легким – часто Льюис довольно зануден. Но это занудство – лишь обратная сторона его стремления дать нам наиболее исчерпывающий ответ.
При этом в его книгах нет ни грамма схематичности, так часто присущей христианским книгам. Никаких тебе «десяти шагов» или «семи ступеней». Порой это даже мешает читать: кажется, тебя заворачивают в ворох мыслей – и одна интересней другой.
Наталья Трауберг, главный переводчик К. Льюиса в России, в предисловии к одному из его изданий сказала: «В "Размышлении о псалмах" (1958) Льюис писал, что Послания апостола Павла никак не удается превратить ни в научный трактат, ни даже в прямое назидание, и, порассуждав об этом, прибавил, что это – хорошо: простое свидетельство христианской жизни само по себе важнее и трактатов, и назиданий. Заключение это можно отнести и к самому Льюису. Все, что он писал, - это отчеты, заметки о христианской жизни».
Познавший, что есть любовь
В равной степени слова эти можно отнести и к «Любви» - трактату Льюиса, который папа Иоанн Павел II называл одной из самых любимых своих книг и даже цитировал в проповеди. И здесь, как обычно, Льюис не довольствуется простыми путями, прямо начиная трактат с признания: «"Бог есть любовь", — говорит евангелист Иоанн. Когда я в первый раз пытался писать эту книгу, я думал, что слова эти указывают мне прямой и простой путь. На самом деле все оказалось сложнее, чем я думал». В итоге на свет родилась замечательная книга о разных видах любви: о любви к тому, что ниже человека, о привязанности, о дружбе, о влюбленности, о милосердии. О том, что любовь, становящаяся Богом, встающая на его место, моментально становится бесом, превращаясь из прекрасного чувства в отвратительное идолопоклонство. О дружбе – наименее естественном виде любви, но поэтому и наиболее духовном. О влюбленности, которая приходит порой независимо от нас, и нам кажется, что вот она-то и есть – Любовь в чистом виде, святое чувство от Бога, потому что в настоящей влюбленности нет похоти. Однако, как и другие естественные чувства, без Бога она непрочна, «своими силами устоять не может; но она так сокрушительна, сладостна, страшна и возвышенна, что падение ее поистине ужасно».
Конечно, пишет Льюис в своем трактате и о том виде любви, который считал высшим, о любви-оценке. «Любовь нужда взывает из глубин нашей немощи, любовь дар дает от полноты, а эта, третья любовь славит того, кого любит. Бог может разбудить в нас благодатную любовь оценку к Себе. Дар этот самый лучший. В нем, а не в естественной любви, даже не в нравственности — средоточие жизни. Им живут и ангелы. Когда он есть у нас, нам все возможно».
1963-й. Год, чрезвычайно насыщенный событиями, часть из которых без преувеличения перевернули мир. Многие из них были связаны и с людьми-акронимами. В феврале 1963 года в мир стремительно врываются JPGR. Летом того же года АВС заканчивают одно из самых знаменитых своих произведений – «Трудно быть богом», а черный баптистский проповедник MLK произносит знаменитую речь – «У меня есть мечта». В октябре битломания, как пожар, охватывает Британские острова, а 22 ноября, на самом пике этой волны JPGR выпускают новый альбом “With The Beatles”.
…В тот же день, 22 ноября, в пятницу, в 17.30 по Гринвичу в своем доме в Оксфорде умирает CSL.
Возможно, это событие попало бы в заголовки многих субботних газет, однако ровно час спустя на другом конце планеты, в Далласе, несколькими выстрелами из снайперской винтовки был убит JFC, самый популярный президент США в новейшей истории.
Эхо этих выстрелов разнеслось по всей планете, и мир просто не заметил ухода Клайва Льюиса… _________________ ДЕЛАЙ ЧТО ДОЛЖЕН И БУДЬ ЧТО БУДЕТ
"...благородная смерть - это сокровище, и каждый достаточно богат, чтобы купить его".
К.С. Льюис, "Последняя Битва".
Последний раз редактировалось: Cокол (Пн Ноя 29, 2010 10:47 pm), всего редактировалось 2 раз(а)
Весьма любопытная статья. Соглашусь с вами, что ХН (вот снова эти сокращения ) продолжать пытались, и не раз. Но, не считая нескольких таких вот слабых моментов, написано вполне качественно.
Весьма любопытная статья. Соглашусь с вами, что ХН (вот снова эти сокращения) продолжать пытались, и не раз. Но, не считая нескольких таких вот слабых моментов, написано вполне качественно.
Да. Честно говоря, жалко, что автор статьи не уследил за тем, что по нарнийской тематике существует довольно развитое творчество поклонников, которому, конечно, далеко до тех масштабов, каковые имеют место по книгам о Гарри Поттере (не говоря уже о Средиземье), - но уже сейчас можно с уверенностью говорить, что такое явление как нарнийский фанфиккшен - вполне состоялось. Среди фанфиков есть очень даже удачные - не противоречащие первоисточнику и содержащие в себе много интересного + имеют и чисто духовную ценность.
Конечно же, журналисту, который, несомненно, умеет писать и работать и источниками, надо было бы полазать по Интернету и сделать поиск на предмет нарнийского фанфикшена, - уверен, он бы сразу нашёл то, что надо. Уж на наш сайт его бы, точно, любой поисковик вывел бы. _________________ ДЕЛАЙ ЧТО ДОЛЖЕН И БУДЬ ЧТО БУДЕТ
"...благородная смерть - это сокровище, и каждый достаточно богат, чтобы купить его".
К.С. Льюис, "Последняя Битва".
Вы можете начинать темы Вы можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах
Template->make_filename(): Error - file quick_reply.tpl does not exist