Зарегистрирован: Oct 05, 2008 Сообщения: 991 Откуда: Минск
Добавлено: Пн Май 02, 2011 2:30 am Заголовок сообщения: "Сорвавшееся с языка" - перевод статьи К.С. Льюиса
Творческое наследие Льюиса очень велико. И если крупные его произведения переведены на русский язык, то небольшие эссе, очерки и просто выступления Мастера можно прочесть лишь на английском.
Работая над переводами статей того же Д. Брауна, то и дело сталкиваешься с названиями этих произведений Льюиса, о которых большинство русскоязычных читателей даже не имеет представления. А ведь и в них немало интересной и полезной информации. К тому же, чем больше мы знакомимся с работами Мастера, тем лучше понимаем то, что он хотел нам сказать.
Вот я и решил попробовать перевести хотя бы одну статью. Выбор пал на "Сорвавшееся с языка" (“A Slip of the Tongue”) - именно ее упоминал в своей => статье профессор Д. Браун.
Статья (а может быть, лекция - на это указывают особенности стиля) посвящена тем искушениям, которые встречают человека, уже обретшего веру и пытающегося жить в соответствии с Истиной. Эти искушения менее очевидны, но не менее опасны, потому что не отрицают веру, а лишь пытаются отвоевать в душе уголок для себя... Но лучше предоставим слово Мастеру.
Обратите внимание: здесь приведен сокращенный вариант работы Льюиса. Перевод всей проповеди находится здесь
"Сорвавшееся с языка"
Меня все время преследует одно искушение. Я желал бы войти в океан Божества (кажется, св. Иоанн Креста сравнил Бога с океаном) - но не для того, чтобы нырнуть вглубь или плыть - а чтобы лишь плескаться да разбрасывать брызги, все время остерегаясь, как бы не "заплыть за буйки" и не потерять ту нить, которая привязывает меня ко всему земному. Это искушение отличается от тех, которые встретили нас в начале христианской жизни. Тогда мы вообще не хотели принимать эти "требования вечности", боролись с ними. Но, когда мы были побеждены, и сдались Победителю, то предположили, что дальнейшее жизненное плавание будет лишь спокойной прогулкой под парусом.
Но искушение приходит позже. Оно адресовано тем, кто в принципе уже принял условия Победителя и даже прилагает какие-то усилия, чтобы удержаться на достигнутом. Но это искушение тоже не дремлет - оно деловито ищет тот минимум, который мы согласимся принять. По сути, мы живем подобно честным, но неохотным налогоплательщикам. Мы одобряем подоходный налог в принципе. Мы честно платим нужную сумму. Но мы боимся, что однажды налог повысится. Мы делаем все возможное, чтобы заплатить не больше, чем это необходимо. И мы надеемся - мы очень сильно надеемся - что после того, как мы рассчитались с долгами, у нас все еще останется достаточно денег, чтобы прожить.
Однако, все это - ложь. И состоит она в предположении, будто главное условие хорошей жизни - это "умение жить", которое проявляется в благоразумном отношении к своим доходам, а также к нашим человеческим слабостям и амбициям. Но опора эта - довольно призрачная, ложная. Подлинную опору нам следует искать в другом месте: в настоящей христианской жизни, в нравственном богословии, в трезвом, рациональном мышлении, в советах хороших друзей и мудрых книг. Научиться плавать можно лишь поплыв, а не сидя на берегу.
Конечно, этот путь лежит на границе между жизнью и смертью. Здесь уже нет ни малейшей параллели с уплатой налогов и тратой оставшегося на свои нужды. Этот путь потребует не просто какой-то определенной части нашего времени или нашего внимания, как некой дани, которую требует Бог. Ему нужно даже не все наше время и все наше внимание - ему нужны мы сами. Тогда для каждого из нас будут верны слова Иоанна Крестителя: “Ему должно расти, а мне умаляться.” (Ин. 3, 30). Бог будет бесконечно милосерден к нашим повторным падениям, Но я не слышал, чтобы Он обещал, что согласится на преднамеренный компромисс. Он, в конечном счете, не может дать нам ничего, кроме Себя - но Он может сделать это лишь в том случае, когда наше "Я" будет умаляться, освобождая место для Него в наших душах.
Давайте решимся на это; пусть в нашей жизни не будет ничего "собственного", оставленного только для себя, пусть в нашей жизни не будет места тому, что зовется "обычной" жизнью. Говоря так, я не подразумеваю, что каждый из нас непременно должен стать мучеником или даже отшельником. Возможно, кто-то будет призван и к этому. А у некоторых христианская жизнь будет включать много досуга, много любимых занятий. Но пусть все они будут получены от Бога. У настоящего христианина они будут такой же естественной частью его веры, его жизни, как и самые строгие обязанности - и его праздники будут столь же христианскими, как и его посты.
А вот чего нельзя допустить, что может существовать в нас лишь на правах не до конца уничтоженного врага, с которым борются ежедневно - так это желание найти что-то, что было бы исключительно “нашим собственным”; некоторую часть времени, на которую Бог не может претендовать… Но если мы пытаемся остаться на "собственной территории", значит, мы пытаемся остаться в области смерти… Томас Мор сказал: “Если вы намерены заключить договор с Богом - сколько Вы собираетесь служить Ему - то вам придется расписаться за обе стороны". Закон гласит: "Если ты не выбрал Царство Божье, то в конечном итоге неважно, что ты выбрал вместо этого.”
Эти слова трудно вместить. Неужели не имеет никакого значения, что я выбрал вместо - женщин или патриотизм, кокаин или искусство, виски или место в правительстве, деньги или науку? Да, никакой разницы не будет. Потому что мы отвернулись от своего настоящего призвания и отвергли то единственное, что может нас удовлетворить. В конце концов: не всё ли равно человеку, умирающему в пустыне, где и как он свернул с единственно верного пути?
Обратите внимание: и Небо, и Ад говорят на эту тему одним голосом. Искуситель шепчет: “Побереги себя! Подумай, как дорого тебе может обойтись твое доброе намерение, твое принятие Божьего зова". И Господь тоже советует нам составить смету перед постройкой… Это значит, что следующий шаг, в котором заключены надежды Неба и страхи Ада, должен исходить от нашей души, от нашей воли. И все же, я не отчаиваюсь… Да, я не думаю, что смогу усилиями воли покончить раз и навсегда с попытками ограничить свои обязанности перед Богом и выделить роковой "уголок для себя". Только Бог может разрушить это. Я верю и надеюсь, что Он не оставит меня.
Конечно, это не значит, что вера позволяет мне самому, как говорится, “расслабиться”. Все, что Бог делает для нас, Он делает внутри нас. Его работа будет казаться мне ежедневными и ежечасными упражнениями для моей воли, когда мне предлагается одолеть вышеупомянутый недостаток. Эти упражнения будут предлагаться мне с раннего утра, ибо то, что было счищено с меня вчера, за ночь успевает нарасти снова, подобно чешуе.
Падения тут неизбежны, но они будут прощены; в этом - уступка нашей немощи, когда мы еще не способны до конца отвергнуть роковое стремление к "своему уголку". Может быть, в этой стране смертной мы никогда и не сможем это сделать, так и не изгоним захватчика со своей территории. Но это не значит, что мы должны уходить в подполье или становиться на путь коллаборационизма. И эта борьба, насколько я ее понимаю, должна начинаться заново каждый день. Наша утренняя молитва должна выражать мысль из "Подражания Христу": Da hodie perfecte incipere - помоги мне сегодня совершить первый шаг, потому что я еще ничего не сделал.
Добавлено: Пн Май 02, 2011 4:34 pm Заголовок сообщения:
Это - прекраснейшая статья.
И она очень созвучна моим собственным мыслям и сомнениям. Когда я осознала, что Богу нужна вся жизнь, а не какая-то любезно предоставленная ему часть, то мне стала не вполне понятной идея постов как особенных дней, посвященных исключительно Богу. Как будто другие дни не нуждаются в таком посвящении? Или есть в нашей естественной жизни что-то упрямо не сочетающееся с постоянным Божьим присутствием? Пока что я просто думаю, что не совсем хорошо это понимаю, поэтому не спешу отбрасывать. Но все же: если не в пост мы стараемся проживать каждый день, отдавая Богу как можно больше. Если при этом отдаем такую меру, в какую выросла наша душа. То не будет ли искусственности и даже лжи в насильственном принуждении к большей отдаче? Зачем создавать себе искусственные стесненные обстоятельства, когда сама жизнь (когда стараешься жить в полную силу) предоставляет эти ограничения: в еде - когда работаешь 9 и больше часов в день и не всегда можешь приготовить себе то, что хочется? в делах милосердия - которых будет с избытком, если просто не закрывать глаза и видеть то, что происходит вокруг и особенно - в своей собственной семье. Вот это последнее - это по-моему одна из главных ран современного человека. В пост многие с готовностью становятся волонтерами, жертвуют деньги, оставляя при этом голодных до нашей любви близких - особенно родителей. Одних из самых трудных людей в жизни многих. Тех, с которыми связывают порой кровоточащие нити - и так важно по христиански все это осознать, молиться, давать, излечивать. Ограничения исходят от самих людей, если их не избегать - они бывают несправедливы, мелочны, жестоки и глупы (а раз я человек - то это и мои болячки). И это не зависит от того - пост на дворе или не пост. По сути, вся жизнь - пост, когда воспринимаешь ее как путь, как служение, не как вопрос торга с Богом. Не говоря уже о том, что современный человек в пост часто разрывается между мыслями о работе, о семье, о себе и мыслями "о высшем". В то время как ни работа, ни семья, ни он сам - не противостоят высшему, а должны быть пронизаны им, должны восприниматься в контексте высшего. Неужели вся наша жизнь не может быть тем умиранием во Христе, которое потом даст нам надежду воскреснуть с Ним? Неужели надо умирать как-то специально, изнутри правила, чтобы иметь эту надежду? Конечно, самый простой ответ мне - в духе: "Детка, ты - максималист. Мы - слабые, грешные люди.. какое уж там посвящение каждого дня Богу?! Вот уж хотя бы постом попробуем это делать.." Так, конечно, на это можно смотреть. Может, и правда это единственно возможный ответ.
Последний раз редактировалось: Астрель (Пн Май 02, 2011 11:43 pm), всего редактировалось 4 раз(а)
Добавлено: Вт Май 03, 2011 3:18 am Заголовок сообщения:
Астрель писал(а):
Мы - слабые, грешные люди.. какое уж там посвящение каждого дня Богу?! Вот уж хотя бы постом попробуем это делать.." Так, конечно, на это можно смотреть. Может, и правда это единственно возможный ответ.
Звёздочка, твой пост - тема для интересного разговора. Но ответ, который ты себе решила дать (или его тебе кто-то дал?), вовсе не ответ никакой, или лучше сказать - "никакой" ответ. И почему он единственно возможный? На мой взгляд, он - безбожно-беспомощный.
Но сейчас уже ничего боле написать не смогу, очень поздно.
Зарегистрирован: Nov 30, 2005 Сообщения: 13967 Откуда: Москва.
Добавлено: Вт Май 03, 2011 11:16 am Заголовок сообщения:
Странник
Было бы очень интересно узнать Ваше мнение о материале (статье или эссе или не знаю, как сие правильно называется), который мой тёзка перевёл. Наверное, это таки эссе, но Вы поправьте птичку, если что... _________________ ДЕЛАЙ ЧТО ДОЛЖЕН И БУДЬ ЧТО БУДЕТ
"...благородная смерть - это сокровище, и каждый достаточно богат, чтобы купить его".
К.С. Льюис, "Последняя Битва".
Добавлено: Вт Май 03, 2011 11:32 pm Заголовок сообщения:
Странник, как будет время - напиши, пожалуйста. Конечно, телефонный разговор и тем более встреча - более эргономичный вариант, но, думаю, ответ на поставленный вопрос будет интересен не только мне. Вероятно, его также можно перенести в тему "Нарния и.. великий пост". Хотя по моему все это до сих пор в русле приведенной статьи.
Зарегистрирован: Jul 10, 2010 Сообщения: 253 Откуда: Москва
Добавлено: Ср Май 04, 2011 9:02 pm Заголовок сообщения:
Ivan, спасибо за перевод.
Вот уж повод поразмыслить на досуге.
И действительно. Нельзя посвятить только какую-то часть. Иначе... Как это? Думаю, большое заблуждение многих, что если если носить крестик или говорить "Я христианин", то ты посвятишь свою жизнь Богу. Помнится, как у Голсуорси, дословную цитату не помню, но как-то так было в "Саге о Форсайтах": "Аннет не стригла волосы, может, Бог поставил ей за это плюсик на небесах". Цитату я исковеркала страшно, но я не буду искать, ибо не помню, в каком томе. И Сомс, еще один персонаж, тоже так думал иногда: "Может, Бог поставит за это плюсик". Как-то так там было. Так вот так не бывает...
Это даже не плескаться у берега, тем более не плавать, это так... Ножки помочить в воде.
Добавлено: Ср Май 04, 2011 11:08 pm Заголовок сообщения:
Сначала, о статье.
Цитата:
Но, когда мы были побеждены, и сдались Победителю, то предположили, что дальнейшее жизненное плавание будет лишь спокойной прогулкой под парусом.
Кажется, точнее не скажешь. Как мы бываем разочарованы в Боге, когда в парус наших личных желаний не дует бриз всеосуществляющей благодати. )))
Цитата:
Конечно, этот путь лежит на границе между жизнью и смертью.
Всё-таки, Льюис смелый человек. Вот мера ответственности отношений с Богом. Очень согласен. Совершенно буквально.
Распятие Христа и Его Воскресение не Себя ради чётко свидетельствует, что я сам по себе для Царства не жизнеспособен. Но тогда, коль скоро я хочу реальных отношений с Божеством, моя собственная жизнь должна быть, ни много ни мало - разрушена.
Цитата:
Бог будет бесконечно милосерден к нашим повторным падениям…
Вот ведь, что ни тезис, то перл. Мне кажется, в этой фразе главное - в слове "бесконечно". В том-то и дело, что, сколько бы человек ни "падал", столько Бог принимает и милует грешника. Можно даже сказать, что человек ещё только хочет согрешить, а у Бога уже готова на это милость. Т.к. Он знает, "что помышления человека – зло от юности его", и ещё Он "знает, в чем мы имеем нужду, прежде прошения у Него".
Что же касается наказаний, в смысле "искупления преступления", так об этих наказаниях говорят наши фобии и совесть. Первые – врут, вторая – свидетельствует, а Бог мимо них – милует. Бесконечно – значит, даже не до последнего вздоха, а и дальше за пределами этой жизни…
Цитата:
А вот чего нельзя допустить, что может существовать в нас лишь на правах не до конца уничтоженного врага, с которым борются ежедневно - так это желание найти что-то, что было бы исключительно “нашим собственным”; некоторую часть времени, на которую Бог не может претендовать… Но если мы пытаемся остаться на "собственной территории", значит, мы пытаемся остаться в области смерти…
Здорово! Но ведь, кажется, именно это-то всегда и допускается: Господи, вот Тебе, что положено, вот тебе правило, вот - чтение Твоих слов в Писании, вот - псалмы, канон; а теперь дай мне пожить по человечески… как я хочу, дай мне отдохнуть от Тебя… Поиск смысла вне Бога.
Цитата:
Эти слова трудно вместить. Неужели не имеет никакого значения, что я выбрал вместо - женщин или патриотизм, кокаин или искусство, виски или место в правительстве, деньги или науку? Да, никакой разницы не будет. Потому что мы отвернулись от своего настоящего призвания и отвергли то единственное, что может нас удовлетворить. В конце концов: не всё ли равно человеку, умирающему в пустыне, где и как он свернул с единственно верного пути?
Замечательно! К.С. Льюис – настоящий друг. Как он мне облегчил задачу. Нет, я конечно, не уварачиваюсь, и там, где обещал - отвечу. Но то, что я хотел говорить описательно, в этой цитате сказано художественно и замечательно убедительно. Не всё ли равно, что я выбрал "вместо" - кокаин или искусство? И про умирающего в пустыне… Не всё ли равно?! Это я к вопросу – почему перед Чашей читается такая странная молитва, где мне предлагается принять, что я из грешников – первый. Значит, повторю: хуже Ирода, хуже Иуды… любого. "Если ты не выбрал Царство Божье, то в конечном итоге неважно, что ты выбрал вместо этого.” (Томас Мор – тоже молодец(!) - сказал сильно, точно! Я-то его честил за его "Город-солнце", а он вишь, не только утопии публиковал!))).
Цитата:
Да, я не думаю, что смогу усилиями воли покончить раз и навсегда с попытками ограничить свои обязанности перед Богом и выделить роковой "уголок для себя". Только Бог может разрушить это. Я верю и надеюсь, что Он не оставит меня.
А это та капитальнейшая и собственно-существенная мыль, в русле которой мне хотелось поделиться своими соображениями с тобой, дорогая Астрель, по поводу "отдавать себя Богу каждый день". Но подробнее об этом еще поговорим.
Цитата:
Эти упражнения будут предлагаться мне с раннего утра, ибо то, что было счищено с меня вчера, за ночь успевает нарасти снова, подобно чешуе
Не отсюда ли образ преображдения Юстэса Скрабба (Бякли, Вреда и кого-то ещё, не помню уже))) из Хроник?
Цитата:
Da hodie perfecte incipere - помоги мне сегодня совершить первый шаг, потому что я еще ничего не сделал.
И эти слова объясняют, почему подвижники себя переживали последними грешниками.
Согласен со всеми предыдущими оценками – статья великолепная, солидаризируюсь с каждой мыслью.
P.S. Мне кажется, это всё же не лекция (слишком коротка), а маленькая "статья по поводу", можно назвать маленьким очерком, но на эссе, вроде, по объёму не тянет.
PS.PS. И за этот перевод большое Вам спасибо, Ivan
Зарегистрирован: Dec 08, 2010 Сообщения: 23 Откуда: Sky
Добавлено: Чт Май 05, 2011 9:56 am Заголовок сообщения:
Согласен полностью и с Мастером, и с Вами, Странник.
Льюис удивительно точно подметил про "безоблачное христианство".
Мало просто стать отчищенной сталью. А ковка - процесс долгий и болезненный. Тут уж либо сказать "нет, Господи, меня вполне устраивает то, что я имею" и так и остаться стоять на берегу, либо с полным доверием отдать себя в Его руки.
Ну и никто не обещает, что больно не будет. Будем и кричать во время ударов молота Кузнеца, и плакать, плавясь... Наговорим, наверняка, всякого... Только вот Он рядом и Он прощает. И, если мы позволим, Он доведет дело до конца.
Вот, к слову, нам наш приходской священник говорил, что люди привыкли относиться к посещению служб, к молитве и прочему, как к великой жертве... Но, если по правд,е - это же нам, прежде всего, надо... В том числе и посты, и ночи бдения - это не только испытание, а время, когда Господь очень и очень близко... Это в большей степени дар, чем обязанность.
Зарегистрирован: Nov 30, 2005 Сообщения: 13967 Откуда: Москва.
Добавлено: Чт Май 05, 2011 5:14 pm Заголовок сообщения:
Dominic писал(а):
Ну и никто не обещает, что больно не будет. Будем и кричать во время ударов молота Кузнеца, и плакать, плавясь... Наговорим, наверняка, всякого... Только вот Он рядом и Он прощает. И, если мы позволим, Он доведет дело до конца.
Перед глазами оживают события из главы 7 сказки "Покоритель Зари":
Цитата:
Они сели на камни и стали смотреть на залив. Небо бледнело, звезды гасли, пока только одна, самая яркая, не осталась над горизонтом.
— Не буду тебе рассказывать, как я превратился в… дракона, — сказал Юстэс. — Ты все равно узнаешь позже, вместе со всеми. Расскажу лучше, как я снова стал человеком.
— Давай, говори, — сказал Эдмунд.
— Прошлой ночью мне стало еще хуже, чем всегда… Рука просто горела от этого мерзкого браслета.
— А сейчас?
Юстэс засмеялся — такого смеха Эдмунд раньше от него не слышал — и легко снял браслет с руки.
— Вот он. Пускай берет, кто хочет. Так вот, прошлой ночью я никак не мог уснуть и все думал, что же со мной будет. И вдруг… может быть, мне это приснилось. Не знаю.
— Ладно, ты говори, не бойся, — с немалым терпением сказал Эдмунд.
— Ну, хорошо, в общем я посмотрел вверх и увидел удивительную штуку. Ко мне приближался огромный лев. И вот что странно: луна скрылась, а вокруг него сиял свет. Он подходил все ближе и ближе, и я ужасно испугался. Ты думаешь, наверное, что дракону нетрудно одолеть льва. Но я не того боялся… Я не боялся, что лев меня съест, понимаешь — я боялся его. Лев остановился рядом со мной, посмотрел мне в глаза, и мне стало так страшно, что я зажмурился. Но это не помогло. Лев велел встать и идти за ним.
— Он говорил?
— Не знаю. Пожалуй, молчал, и все же я его понял, и еще я понял, что надо его слушаться. Я встал и пошел за ним. Он долго меня вел, и все время, где бы мы ни шли, он светился, как луна. Наконец, мы поднялись на какую-то гору, и там, на вершине, рос прекрасный сад — деревья, всякие плоды, ну, сам знаешь. А посреди сада был источник.
Я понял, что это источник, потому что со дна поднималась вода, но сверху это был колодец, только очень большой, круглый, вроде ванны, и в него вели мраморные ступени. Вода была чистая-чистая, и я почему-то подумал, что если я в нее окунусь, лапа перестанет болеть. Лев велел мне раздеться, …нет, я не уверен, что он и на этот раз сказал хоть слово.
Я ответил было, что раздеться не могу, потому что не одет, но тут вспомнил, что драконы — вроде змей, а те ведь умеют сбрасывать кожу. Наверное, подумал я, этого он и хочет — и начал скрестись, царапаться, только чешуя посыпалась. Потом я вонзил когти поглубже, и с меня полезла шкура, как с банана. Она слезла целиком, и упала на землю. Ох, какая она была мерзкая! Я обрадовался и пошел к воде.
Но когда я собирался окунуться, я увидел свое отражение. Шкура была такая же грубая, морщинистая, чешуйчатая. Ничего, подумал я, наверное, это еще одна, нижняя, сниму и ее. Я снова стал чесаться и скрестись, и нижняя шкура сошла не хуже верхней. Я положил ее рядом и снова двинулся по ступеням.
И опять все повторилось, как в первый раз. «Сколько же еще шкур мне сдирать?» — подумал я. Мне очень хотелось окунуть лапу. Я принялся скрестись в третий раз и положил третью шкуру рядом с двумя первыми. Но когда я погляделся в воду, я понял, что все осталось по-прежнему.
Тогда лев сказал: «Дай-ка я сам тебя раздену». Я очень боялся его когтей, но теперь мне было все равно и я послушно лег на спину.
Он дернул шкуру, и мне показалось, что он мне сердце разорвет. А когда она стала слезать, боль была такая, какой я в жизни не знал. Выдержал я от радости: наконец-то шкура сойдет! Ты, наверное, знаешь, когда сковыриваешь болячку — и больно, и приятно, что она сходит.
— Еще бы не знать! — сказал Эдмунд.
— Ну так вот, он содрал эту мерзкую шкуру, как трижды сдирал я, только теперь было больно, и бросил ее на землю. Она была гораздо толще, грязнее и гнуснее, чем три первые. А я вдруг стал гладкий, как очищенный прутик, и очень маленький… Тут он подхватил меня лапами — тоже очень больно, без кожи-то! — и швырнул в воду. Вода обожгла меня, но через мгновение стало хорошо — я плавал, плескался, нырял, пока не почувствовал, что рука уже не болит. Тогда я и увидел, в чем дело: я снова превратился в человека. Ты подумаешь, я спятил, если я скажу про руки… Я знаю, у меня мускулов нет, вообще они не такие, как у Каспиана — а как я обрадовался!.. Потом лев вытащил меня и одел…
— Лапами?
— Не помню. Как-то одел — видишь, на мне все новое. И я оказался здесь. Может быть, все это мне приснилось?
— Нет, — уверенно сказал Эдмунд.
— Почему?
— Во-первых, потому что на тебе все новое. А во-вторых, ты… ну… ты больше не дракон.
— Что же со мной было? — спросил Юстэс.
— Ты видел Аслана, — отвечал Эдмунд.
_________________ ДЕЛАЙ ЧТО ДОЛЖЕН И БУДЬ ЧТО БУДЕТ
"...благородная смерть - это сокровище, и каждый достаточно богат, чтобы купить его".
К.С. Льюис, "Последняя Битва".
Добавлено: Вт Май 10, 2011 4:53 pm Заголовок сообщения:
Буду по частям отвечать, хорошо? На все сразу у меня уходит много времени, а взять его негде. (((
Немного парадоксально, что я с тобой согласен и не согласен, казалось бы, в одних и тех же вопросах и проблемах… Но этот парадокс - кажущийся. С целями согласен, подходы разные. Однако при разных подходах и конфигурации цели становятся тоже не вполне тождественны.
Астрель писал(а):
И она очень созвучна моим собственным мыслям и сомнениям. Когда я осознала, что Богу нужна вся жизнь, а не какая-то любезно предоставленная ему часть, то мне стала не вполне понятной идея постов как особенных дней, посвященных исключительно Богу. Как будто другие дни не нуждаются в таком посвящении? Или есть в нашей естественной жизни что-то упрямо не сочетающееся с постоянным Божьим присутствием?
Да, совершенно верно, есть в нашей именно естественной жизни нечто не просто упрямо, а кардинально не сочетающееся с Божией жизнью. Поэтому Крест для Христа – это наша жизнь. А крест для нас – это жизнь Божия. Для того, чтобы Его жизнь стала моей, Богом предлагается мне от себя, от своей жизни ни много ни мало отречься: «если хочешь следовать за Мной, отвергнись себя…».
Простой тест: «в терпении вашем стяжите души ваши». Если мне предлагается потерпеть грешника, который меня обидел, оскорбил, надсмеялся надо мной, и пр., и пр. в том же ключе, что я буду переживать?… Другими словами, что я испытываю, когда хочу исполнить заповедь Христову: блаженны кроткие?… БОЛЬ. Что испытывает Сын Человеческий? Блаженство. Поэтому Господь в Евангелии и предлагает: «научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем», и в другом месте: «без Меня не можете творить ничего».
Научитесь, в евангелии значит не просто посмотреть, узнать и ага, щасс и я так же… Нет, прежде всего, это - учиться видеть пропасть между желаниями и чувствами своими и сутью Христовой души, исполненной Божеством. Поэтому же для нас, христиан, кротость, смирение не «что» (некие изначальные свойства души, которые я могу взрастить в себе с помощью Божией), а Кто.
Следовательно, чтобы в душе родилось такое мужество, чтобы уметь кротко смириться и принять любого грешника, приносящего мне реальную боль, моя душа должна дать вход этому Некто, Который войдет и преобразует мои чувства и желания – выстроит их. В этом и есть смысл Преображения Господня. Почему оно и является праздником в Церкви. И касается напрямую любого человека. Как Григорий Богослов говорит: если меня спросят, могу ли я показать человека, каков на самом деле он? Я покажу Сына Божия и Сына Человеческого Иисуса Христа, сидящего одесную Отца. (Цитата не дословная, но смысл точный).
Другими словами, Иисус Христос не феномен, а «первенец из мертвых». И каждый человек призван стать Им – сыном Божиим, но не по природе как Спаситель, а по благодати. Отсюда и молитва, которую подарил Господь Своим ученикам: «Отче наш…». Он должен стать для нас Отцом так же как является для Сына. Но об этом сыновстве Христос сказал: Я и Отец одно.
О том, какой шаг мы можем сделать навстречу Спасителю, что это за такое инфернальное "нечто", которое "кардинально не сочетается с Божией жизнью", каким образом Его жизнь может (а таки может!) стать моей и почему не только мне лично, но и многим таким же как я (как выясняется, и Льюису тоже - благородной тени нашего форума)) необходимы посты - в следующих сообщениях.
Добавлено: Чт Май 12, 2011 11:32 am Заголовок сообщения:
Цитата:
Да, совершенно верно, есть в нашей именно естественной жизни нечто не просто упрямо, а кардинально не сочетающееся с Божией жизнью.
Думаю, мне надо пояснить. Под естественной жизнью я не подразумеваю жизнь, которая идет как бы без особого моего вмешательства и труда, где я подчиняюсь своим порывам и склонностям. Я имею в виду сам ход этой жизни - то есть все то, из чего она состоит. Общение, размышления, питание и т.д. Я думаю, что все то, о чем ты пишешь в своем ответе - одинаково справедливо для любого дня жизни христианина. И твой ответ не объясняет, зачем же все-таки Церковь призывает выделять для Бога особенные дни. Зачем предлагает в эти дни себя сугубо ограничивать во внешнем и внутреннем, когда по идее мера полезного ограничения распространяется и на не постные дни? Вот представь просто, что христианин реально каждый день стремится быть умеренным, каждый день проживает с осознанием того, о чем ты написал. И тут настает пост - как это событие должно откликнуться в его сознании? Что оно должно переменить в его жизни, которая и так переплавляется день ото дня?
p.s. Конечно, я пишу о таком.. лучшем из христиан.) Но разве это имеет значение?
Добавлено: Чт Май 12, 2011 11:45 am Заголовок сообщения:
Да я ж понял, но я ж только начал. )))
Но твоя ремарка оправдана в том смысле, что меня надо периодически корректировать, чтобы "не растекался мыслью по древу" в духе a la баян баюныч.
Вы можете начинать темы Вы можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах
Template->make_filename(): Error - file quick_reply.tpl does not exist