Достоевского я заново для себя открыл, когда давно закончил школу. То же "Преступление и наказание" - это шедевр. С него я, кстати, и начал. Глубина характеров, достоверность героев, внутренний раскол Раскольникова. и главное христианская составляющая. Поиск Бога, который всё расставляет по местам.
У нас в Беларуси года 3 назад байнет пестрел сообщением о том, что один из заключённых прочёл в тюрьме "Преступление и наказание" и раскаялся в своей жизни. Добровольно рассказал о неизвестных криминальных эпизодах своей жизни. Хотя уже дело было закрыто и он просто мотал срок. Так что Евангелие в этой затёртой книге по-прежнему живёт.
Что касается сравнения двух классиков, я не литературный эксперт, чтобы правильно и объективно ставить оценки их творчеству.
Льюис - апологет. Он обращается к разуму. Достоевский больше обращается к душе. Хотя оба писателя помогают заглянуть в себя.
Замечательная книга о русском гении написана Игорем Волгиным - "Последний год Достоевского". рекомендую. "Если бы Христос не был истиной (а это невозможно), я бы выбрал Христа, а не истину." Это оттуда.
Если говорить о личностях, о жизни классиков. Льюис более цельная личность. И перекосов поменьше. "Жиды погубят россию" - у него подобного не встретишь. И азартные игры, и женщины - жизнь Мастера иная. _________________ Он прожил долгую, интересную соседям жизнь.
Заинтриговало название темы, но если честно я не вижу особой связи между писателями хотя искренне люблю творчество обоих. Вернее связь конечно есть, но не в общем масштабе, а для меня лично, дело в том, что когда я познакомилась с моей лучшей подругой, я сразу дала ей почитать "Хроники", а она мне "Братьев Карамазовых". Так на фоне общих литературных интересов и завязалась дружба. _________________ I'm on Aslan's side even there isn't any Aslan to lead it. I'm going to live as like a Narnian as I can even if there isn't any Narnia.
Зарегистрирован: Aug 02, 2015 Сообщения: 25 Откуда: Курск - в учебное время, Геленджик - на каникулах
Добавлено: Пт Сен 04, 2015 4:21 am Заголовок сообщения: "Бесы" и "Мерзейшая мощь".
Я тут недавно перечитала "Мерзейшую мощь", а в середине этого лета читала "Бесов" (впервые). И, знаете, ведь роман Льюиса во многом созвучен "Бесам" Достоевского. "Бесы" - это одна из тем "Мерзейшей мощи" (возможно, главная). Революционеры Достоевского стремятся к утверждению на земле "идеального порядка" (неважно, каким способом). Тем же занимаются и ученые из ГНИИЛИ. Причем модели социального устройства, предлагаемые ими, тоже совпадают: большинство - "материал", "быдло", как сказали бы сейчас, а заправляют всем "избранные", просвещенные, гениальные; обе модели напоминают весьма пугающую антиутопию - "стерильные", отлаженные, как механизм, как муравейник, неживые. Разве что сотрудники ГНИИЛИ как представители ХХ века пошли дальше революционеров из XIX - прогресс.
Кроме того: "пятерка" Петра Верховенского и "посвященные" у Льюиса. Оба эти общества скреплены темными, разрушающими душу делами: "пятерка" связана убийством, а "посвященные" - рядом действий для "достижения объективности", в которые входило, как помните, надругательство над Распятием.
И в обоих романах - нависшая над "бесами" карающая Божья десница.
Добавлено: Сб Сен 05, 2015 10:35 pm Заголовок сообщения:
Да, очень согласен с таким сравнением.
Вообще-то, в своё время, тема о Достоевском и Льюисе сразу вызвала у меня недоумение и скепсис. Однако после такого литературного минианализа, вижу, у них, действительно, много общего. Прежде всего, конечно, поиск Божей жизни. Говоря же об этих конкретных двух книгах, возникает такая дилемма: "построение идеального общества" - царства небесного на земле по своему образу и подобию, или рождение Царства Божия внутри человека. Кому, что ближе?..
Интересно, спасибо, Dasha!
P.S.
Dasha писал(а):
большинство - "материал", "быдло", как сказали бы сейчас, а заправляют всем "избранные", просвещенные, гениальные
По поводу "избранных", "гениальных" и "просвещённых" согласен, но "материал" и "быдло" нынче кажется старозаветным анахронизмом, сейчас "просвещённые" сказали бы: "электорат", "биомасса" и "протоплазма". Это политкорректней.
Зарегистрирован: Aug 02, 2015 Сообщения: 25 Откуда: Курск - в учебное время, Геленджик - на каникулах
Добавлено: Вс Сен 06, 2015 5:16 pm Заголовок сообщения:
Странник, спасибо за отклик!
А я, когда пришла на этот форум, даже ожидала увидеть здесь тему под таким названием) Ведь действительно Льюиса и Достоевского сближает их вера. Нам один преподаватель говорил о Достоевском, что он задает своим героям вопрос: "Веруешь ли ты в Бога?" То же самое ведь можно и о Льюисе сказать...
А еще, мне кажется, они похожи любовью к аллегориям, символам, скрытым смыслам... Льюис, правда, для аллегорий своих использует сказку или миф, а у Достоевского символами становятся события и предметы реального мира. Т.е. Достоевский как бы "мифологизирует" действительность, наполняет события новым, христианским, смыслом, а Льюис делает то же самое с событиями мифа или сказки.
Странник писал(а):
По поводу "избранных", "гениальных" и "просвещённых" согласен, но "материал" и "быдло" нынче кажется старозаветным анахронизмом, сейчас "просвещённые" сказали бы: "электорат", "биомасса" и "протоплазма". Это политкорректней. ;)
Да, возможно... Только слово "материал" - это словечко Достоевского, а что касается "быдло", то тут я имела в виду не то, как стали бы "официально" называть "избранные" тех, кого они считают "материалом", а скорее как сейчас называют остальных людей те, кто считает себя выделяющимися и просвещенными. Потому что зачатки такого деления мира и сейчас есть, да и всегда были, пожалуй.
Добавлено: Вт Сен 08, 2015 1:17 am Заголовок сообщения:
Dasha писал(а):
А еще, мне кажется, они похожи любовью к аллегориям, символам, скрытым смыслам... Льюис, правда, для аллегорий своих использует сказку или миф, а у Достоевского символами становятся события и предметы реального мира. Т.е. Достоевский как бы "мифологизирует" действительность, наполняет события новым, христианским, смыслом, а Льюис делает то же самое с событиями мифа или сказки.
Безусловно соглашусь с Вами относительно Льюиса. "Пока мы лиц не обрели" (не удержусь от эмоциональной оценки - какая мастерски чудесная вещь!), вся стихия нарнийских сказаний, сюда же можно отнести мистико-фантастическую притчу "Расторжение брака", во всех этих книгах миф, сказка и аллегория являются композиционным инструментом для откровения Истины, которой был как бы ранен автор. Или, как он сам об этом сказал: "настигнут".
Что касается мифологизации действительности у Достоевского... Не настаиваю, однако мне кажется, он самой действительностью выявляет Истину, которая так же неожиданно была им обретена, потрясла и преобразила всю внутреннюю жизнь. Поэтому в дальнейшем он не мог этим не делиться. Сообщить обретённое стало делом всей его жизни, и главным инструментом для этого он избрал литературное творчество.
Dasha писал(а):
один преподаватель говорил о Достоевском, что он задает своим героям вопрос: "Веруешь ли ты в Бога?" То же самое ведь можно и о Льюисе сказать...
По существу - да. Я бы уточнил, что он не только задаёт своим героям этот вопрос, но ставит его как вопрос-задачу, которую им приходится решать не рационально, а фактически всей своей жизнью его разрешать. То же самое, соответственно, предлагается и читателю.
Своими книгами он и для себя похоже этот вопрос всё время разрешал. Т.к. для Фёдора Михайловича, на мой взгляд, вера была не в принятии идеи существования Бога, а в ответе Ему взаимностью. А чтобы это осуществить, надо было через взаимоотношения с "ближним" узнать - каков Бог и как согласно ответить Ему? Может ли Он быть в реальной жизни в нас и "посреди нас", и если да, то как и в чём это выражается?
Вот, все его произведения, кажется, и являются не только постановкой вопроса, но и как бы ответом-проживанием реальных взаимоотношений с Ним и уже в Нём с ближним - свидетельством!
И фактически, действительно же, далее Ваша цитата:"То же самое ведь можно и о Льюисе сказать...". ))
Зарегистрирован: Aug 02, 2015 Сообщения: 25 Откуда: Курск - в учебное время, Геленджик - на каникулах
Добавлено: Вт Сен 08, 2015 8:12 pm Заголовок сообщения:
Странник писал(а):
Безусловно соглашусь с Вами относительно Льюиса. "Пока мы лиц не обрели" (не удержусь от эмоциональной оценки - какая мастерски чудесная вещь!), вся стихия нарнийских сказаний, сюда же можно отнести мистико-фантастическую притчу "Расторжение брака", во всех этих книгах миф, сказка и аллегория являются композиционным инструментом для откровения Истины, которой был как бы ранен автор. Или, как он сам об этом сказал: "настигнут".
Мне кажется, тут можно сказать, что использование аллегории характерно не только для этих книг, а вообще для всего творчества Льюиса: ведь они есть и в "Космической трилогии", и в "Возвращении паломника", и в "Письмах Баламута" (бесы - не аллегория, но ведь на самом-то деле написанием писем они не занимаются, так что это тоже такой "сказочный" элемент).
Странник писал(а):
Что касается мифологизации действительности у Достоевского... Не настаиваю, однако мне кажется, он самой действительностью выявляет Истину, которая так же неожиданно была им обретена, потрясла и преобразила всю внутреннюю жизнь
С этим, конечно, нельзя не согласиться, но я говорила немного о другом - не о том, зачем он это делает, а как. То есть, например, Раскольников проводит в остроге именно девять месяцев до своего обращения, что наводит на мысль о евангельский словах, что "должно вам родиться свыше". Сон Раскольникова о трихинах - тоже аллегория. Тридцать целковых, принесенных Соней - как тридцать сребреников. То есть аллегории у Достоевского - предметы и события из реальной действительности или снов героев, а у Льюиса - мифы и сказки. Но у обоих авторов все это становится символами чего-то высшего...
Странник писал(а):
По существу - да. Я бы уточнил, что он не только задаёт своим героям этот вопрос, но ставит его как вопрос-задачу, которую им приходится решать не рационально, а фактически всей своей жизнью его разрешать.
Да, с этим тоже нельзя не согласиться) И то, что Вы говорите далее, тоже очень интересно... Это ведь именно "ответ-проживание".
Добавлено: Ср Сен 09, 2015 5:07 pm Заголовок сообщения:
Dasha писал(а):
Мне кажется, тут можно сказать, что использование аллегории характерно не только для этих книг, а вообще для всего творчества Льюиса: ведь они есть и в "Космической трилогии", и в "Возвращении паломника", и в "Письмах Баламута"
Да-да. Это само собой разумеется. Такой подход у Льюиса характерен фронтально для всего его литературного художественного творчества, конечно. Это целый пласт в его книгах - целая философия "притчи", очень основательная и красивая. Поэтому и все его произведения в неё встраиваются. Отсюда и аллегоричность и как инструмент, и как композиция.
Мне даже видится, что само здешнее пребывание человека на земле для него было притчей в самой своей основе. Ну, во всяком случае, такой вывод даже напрашивается, читая, как его литературные произведения, так и эссе. Создаётся впечатление, что у него в этом ключе, вообще, складывается видение картины Мира.
Здесь, в известном смысле, получается, как в одной строчке из Толкиеновской песни о Нимродель :"... смешались сон и явь". Но не в потере ориентации и хаотической неразборчивости, а в гармоничном взаимном дополнении друг друга. Т.е. только в соединении друг с другом "сон" (миф, сказка аллегория) и "явь" (реальность) могут быть осознаны и поняты. В то же время, то и другое вместе - "притча".
Dasha писал(а):
я говорила немного о другом - не о том, зачем он это делает, а как.
) Да, я понимаю. Но вообще-то, я тоже имел в виду, что Достоевский использует "действительность", как литературный инструмент. Однако Вы, правы, конечно. Как литературный приём, он насыщен скрытой смысловой подкладкой, разнообразными библейскими аллюзиями. Очень значимыми в его книгах.
Но добавлю. В отличие от Льюиса романы Достоевского в целом не приточны. Хотя, в частностях могут иметь место и прямые (сюжетные) притчи. Легенда о Великом инквизиторе тому яркий пример. Они, возможно, могут считаться приточными в своём сущностном смысле и в этом ключе два писателя опять "сходятся", но не в литературном.
Реализм же Льюиса, реализм и взаимоотношений, и всего антуража в целом, который, безусловно, наличествует у него везде, всегда заключён в фантастическую мифологическую литературную форму. ...Ну собственно, что я? Вы сами об этом и пишете!
Dasha писал(а):
Это ведь именно "ответ-проживание".
Да, конечно, основные сведения мы имеем внутри себя. )) Вы правы.
Вы можете начинать темы Вы можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах
Template->make_filename(): Error - file quick_reply.tpl does not exist