Добавлено: Пн Мар 31, 2014 8:57 pm Заголовок сообщения: Христианский пост
Великий пост уже подходит к концу. Мы почти вплотную подошли к Страстной седмице, и в этом смысле то, о чём здесь будет говориться кажется запоздалым. Тем не менее, пост ещё не кончился, о смысле поста в одной из веток мы собирались поговорить давно, но благополучно забыли (от них же первый есмь аз), и наконец, содержание любого предмета не является текущим, тем более, содержательность любых моментов духовной жизни. И помнится, ради обсуждения цели и смысла поста мы хотели даже открыть особую ветку (Сокол эту идею приветствовал), что я и делаю.
Итак. Сейчас большинству церковных и околоцерковных людей известна простая, но важная максима, что "пост – это не диета". Часто так индивидуально и декларируется: для меня пост – это не диета. Поэтому, кстати, часто "продуктовая" сторона поста на этом основании, вообще, выносится за скобки. Аргумент здесь такой: разве Богу важно чтО мы едим?...
Однако на конкретные вопросы о цели и смысле поста люди, как правило, не могут дать никакого положительного ответа. Вот, и попробуем внести ясность.
Для начала, хочу сразу оговориться по поводу вопроса о важности для Бога употребления людьми продуктов питания. Здесь просто путаются причина и следствие. Ограничения в пище постом важны не для Бога, а для человека. И дело здесь не в самих по себе продуктах питания. Скоромная пища духовно не лучше и не хуже растительной. Об этом есть церковное правило: "кто охуждает мясо, если иерей, да будет извержен из сана, если мирянин, да будет извержен из церкви". Мы не едим мясо не потому, что оно «худо, плохо», а потому, что у нас пост. Основа же любого поста – воздержание.
Нам предлагается воздерживаться от всего, что нас соблазняет, отвлекает от общения с Богом и ближним и служения им. Под общением я имею в виду, в данном случае, не "трёп", а "общую жизнь". И понятно, что, в таком случае, первой точкой приложения становятся те моменты жизни, те привычки, которыми человек услаждает себя (и пища здесь, прямо скажем, не на последнем месте – она ровно так же значима, как и всё остальное, в чём человек себя ограничивает).
Но что всегда происходит с человеком, когда ему приходится отказываться от того, что он делать привык, потому что – нравится? Естественно вызывает внутренний протест. Вот, на этот естественный феномен пост и опирается, используя его, как инструмент. Для чего же?
В обычной повседневности человек внутренне ощущает себя добрым самим по себе и что Бог у него и так в душе (это стало сегодня даже своеобразным клише: "мне не нужны ритуалы, бог у меня и так в душе"). Но вот, казалось бы, постом мы начинаем ограничивать себя в чём-то, чтобы освободить своё время и силы для евангельской жизни, отдачи себя ближнему… Однако, как только человек себя в чём-то привычном, приятном ограничил, он начинает жить не "Богом и ближним", а вот, как раз тем, чем себя ограничил. Т.е. в конечном итоге – собою. И главное, что это для человека – естественно.
Вот только тогда-то человек и может реально увидеть, насколько он чужд Божией жизни. А лучше сказать, насколько Бог для него – чужой. И тогда может родиться честное и простодушное покаянное – прости меня, Господи, помилуй, для Твоей жизни я мёртвый.
В этом переживании становится очевидным, что смысл мольбы о Божиим прощении и милости вовсе не в том, чтобы Он не истязал всяческими муками за грехи. Другими словами, это мольба: "Господи, верни меня к Себе! Оставил Тебя, не оставь меня, оживи меня Собою, дай мне Тебя обрести, войди в меня, встань во главу угла, дай мне Тобою жить!"
Это и есть главная цель поста и его смысл: попытка осуществления евангельской жизни через ограничения и воздержания от того, что этой жизни мешает, что от неё отвлекает и отталкивает.
И парадоксально, чем рачительней и точнее исполнение постового воздержания, в самом широком смысле, тем острее переживание своей отчуждённости. Но тем и реальней и глубже, сердечней сокрушение, тем сильнее желание открыть в себя вход Богу покаянием.
Тогда и покаяние для человека становится не "списком грехов перед Причастием", а желанием вернутся к Богу, желанием Его обретения, причастием Его жизни, единением с Ним. А грехи? Грехи становятся соответственно только свидетельством того, где человек жил без Него. Без Бога же человек всегда таков, каков его грех. Собственно грех и есть – отсутствие Бога в жизни. И больше ничего другого грех не значит.
Поэтому на исповеди главное не перечисление грехов, а покаяние в них. Господи, прости – вот главные слова в таинстве исповеди. И собственно цель исповеди не исправление, не изменение, не очищение от грехов, а встреча, обретение Бога, потерянного грехом. Только тогда это – таинство. Ибо таинством называется таинственное непостижимое Духом Святым соприсутствие Божества.
Любые же исправления и изменения могут быть только как результат таких личных взаимоотношений с Богом, осуществляемых покаянно-благодарным общением с Ним. Ими мы и приобщаемся к Его жизни.
Просто сказать, только, когда я увижу себя по правде мёртвым для Царства Божия, тогда я захочу личного Воскресения, личной Пасхи. Только тогда для меня будет актуально не только, что Христос воскрес из мёртвых, но что Он и сущим во гробах (т.е. – мне, я сам для себя без Него гроб и могила) жизнь даровал. Жизнью же становится, в таком случае, не длительность временного существования, а Сам Бог.
____________________________
Вот, таковы цели и задачи.)
Последний раз редактировалось: Странник (Ср Апр 02, 2014 1:01 am), всего редактировалось 1 раз
Да, уважаемый Странник, - полностью с Вами согласна. Многие цыклятся на диетической, продуктовой стороне поста, забывая о главном. Это же очень трудно - себя любимого полностью посвятить не себе. Да принесём Господу плод в терпении. Желаю всем приятного поста!!! _________________ Любовь долготерпит, милосердствует, не завидует, не превозносится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается... Всему верит, всего надеется. Любовь никогда не перестанет... Апостол Павел.
Многие цыклятся на диетической, продуктовой стороне поста, забывая о главном.
Машик, чуть уточню. Вы правы, мы часто постом делаем акцент на продуктах питания. Но мне бы не хотелось , чтобы возникло впечатление, будто этот аспект не очень важен или вовсе не важен. В том-то и дело, что "брашна и пития" постом филигранно точно так же значимы, как и любая другая постовая практика. И вот, почему.
Коль скоро инструмент поста - воздержание, и именно оно становится индикатором реальных личных отношений с Богом (Им я живу или тем, от чего воздерживаюсь (?), как говорилось в первом сообщении), то совершенно безразлично, где я дам себе послабление - в чём соблазнюсь? Раздражительная ли это распущенность, невнимательность к ближнему, жестокость, непримиримость, хитрость, жадность, скупость, объедения и проч. и проч., им же несть числа... Просто в ту меру, в какую у меня есть желание нарушить своё воздержание в чём-то отдельном, в эту же меру такое же желание будет меня посещать и во всём другом. Так как воздерживаться-то мы себя принуждаем от того, к чему привыкли и что нам отрадно. Следовательно, это наше внутреннее целокупное состояние души.
Но повторюсь, без этого воздержания человек свою отчуждённость от Бога не увидит. Т.к. по естественному внутреннему переживанию мы считаем себя автономно добрыми.
Как раз вся изюмина состоит в том, что в этом смысле, неважно реализовал я свой соблазн или нет. Соблазнительное желание возникнет в любом случае. Оно-то и будет свидетельством того, Кем или чем я живу, и какая жизнь для меня естественна: евангельская или своя, и насколько они друг от друга отличаются.
Только тогда может возникнуть желание покаяния, как единственно реального общения с Иисусом Христом. Тогда же само покаяние становится не просто желанным, а вожделенным. Т.к. оно и есть, вне всяких технологий, единственный путь к причастности Божией жизни, т.е. к Божией жизни внутри себя. И только тогда само покаяние будет восприниматься, как стремление к совершенству - стремление к Богоподобию.
... Если же настраиваться на собственно внешнее исполнение определённых, пусть и очень важных, установок и правил, то для человека и будет главным именно их исполнить, лишь бы не кается. Поэтому так часто люди с большим беспокойством пытаются взять благословение на "послабление поста" из-за разных причин. Я вовсе не против благословений. Но главное - каковы цели, смыслы. Ведь в таких случаях как раз и берутся благословения, чтобы не каяться. В основе этих желаний лежит страх перед покаянием. И это, что называется - с ног на голову.
Поэтому, мне кажется, главная ошибка не в том, что мы постом выбираем воздержание в чём-то одном и то внешнем, а в том, что выбираем так из-за уверенности, что сами по себе можем всё правильно исполнить и пусть ненадолго, во время поста, но всё-таки самостоятельно пожить праведной жизнью. Нелепая иллюзия, ставшая очень распространенным заблуждением, упраздняющим по смыслу Крест Христов.
Этот вывод является так же и ответом Астрель, по поводу конкретных вопросов к церковным постам.
Цитата:
спаси Господи за статью!
Maria, очень рад, что случилась на пользу. )
Последний раз редактировалось: Странник (Пн Июн 16, 2014 9:19 pm), всего редактировалось 1 раз
Однако, как только человек себя в чём-то привычном, приятном ограничил, он начинает жить не "Богом и ближним", а вот, как раз тем, чем себя ограничил. Т.е. в конечном итоге – собою. Боюсь я этого не понял
Спасибо вам большое за статью
Однако, как только человек себя в чём-то привычном, приятном ограничил, он начинает жить не "Богом и ближним", а вот, как раз тем, чем себя ограничил. Т.е. в конечном итоге – собою. Боюсь я этого не понял
Daeron, к сожалению, мы не можем силой своей воли переключать желания и чувства. (Это, кстати, одна из причин нашей мечтательности: что не могу в реальности, представляю в виртуальности). Скажем, хочу по времени расширить границы молитвы и тепло, со вниманием, глубоко в неё войти. Но, увы. На молитву приходится себя "ставить", она не "вдохновенная", а "трудническая", и подспудно, читая молитву, думаю о том, когда моё " молитвенное правило" закончится. Следовательно, моя молитва - не общение с Богом, а вычитка текстов. Но если я себе в этом признался, может родиться и настоящая молитва: Господи, вот только такую жертву я и могу Тебе дать от себя. Прости, исцели, Сам во мне молись, дай мне в молитве Тебя найти, не могу "без Тебя творити ничесоже"… и под. Такое обращение как раз и родится от переживания отчуждённости от Бога. И цель её будет не исправление само по себе, а желание молитвы, как настоящего общения с Адресатом. Исправление же придёт, если только это искомое общение состоится.
Вы можете начинать темы Вы можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах
Template->make_filename(): Error - file quick_reply.tpl does not exist