Зарегистрирован: Nov 30, 2005 Сообщения: 13945 Откуда: Москва.
Добавлено: Вт Апр 10, 2012 3:31 am Заголовок сообщения: Советские спецэффекты: за копейки и без компьютера.
Я нарыл интереснейший, на мой взгляд, => материал - о том, как в советское время, задолго до всяких компьютерных "чудес", в нашей стране умели так снимать фильмы, что даже в Голливуде с интересом изучали советский опыт, - и такой прожжённый зубр, как Стивен Спилберг не брезговал интересоваться, чем же занимаются киношники в нашей технологически "отсталой" стране. Так что, вот, - рекомендую ознакомиться. Всё, что ниже звёздочек, - ни разу не моё. Автор указан в конце, как и было в оригинале.
********
Советские спецэффекты: за копейки и без компьютера.
Фильм «Москва — Кассиопея» (1973) до сих пор считается одним из лучших в истории фантастического кино для детей. Спецэффекты в нем удивили даже создателя голливудских блокбастеров Стивена Спилберга, изучавшего опыт комбинированных съемок советских кинематографистов. В одном из интервью он искренне восхищался: «Как это русским в начале 1970-х, когда еще не было компьютерной графики, удалось так мастерски снять невесомость?».
Лучше других ответ на этот вопрос знает инженер-конструктор, ветеран Ялтинской киностудии Валерий Павлотос, которому, собственно, и принадлежит передовая по тому времени идея «невесомости» в кадре.
Сам
«Меня к сотрудничеству пригласили мои давние друзья: оператор Андрей Кириллов и художник Константин Загорский, — вспоминает Валерий Павлович. — Они были творческим ядром фантастического фильма-дилогии «Москва — Кассиопея» и «Отроки во Вселенной», и уже собирали материал по космическим полетам. По сценарию действия происходили и в отсеках звездолета «ЗАРЯ», летящего к созвездию Кассиопеи.
До этого фурор в мировой кинофантастике произвел Стэнли Кубрик. Его фильм «2001: Космическая одиссея» (1968) получил «Оскара» за спецэффекты. Всех особенно восхищали кадры невесомости, где стюардесса проходит по стенам и потолку отсека звездолета. В создании этой имитации Кубрику помогали специалисты NASA. Режиссер Ричард Викторов спросил у меня: «Сможешь что-нибудь подобное?». При этом на поддержку ученых Звездного городка Павлотосу рассчитывать не приходилось.
Для воплощения идеи Валерия Павловича на Ялтинской киностудии построили огромную декорацию — 18-метровый «Коридор звездолета». Декорация вращалась вокруг своей оси, как барабан револьвера. Вращение обеспечивали внешние роликовые опоры. И получалось так, что при вращении пол коридора вместе с закрепленной кинокамерой «уезжал» вверх на стену, стена смещалась на потолок и так по кругу.
При съемке в кадр забегал первый астронавт и, по сценарию, прилипал ботинком к клею. Он наклонялся, чтобы расшнуровать ботинок, и в этом моменте делалась монтажная перебивка. Мальчика закрепляли корсетом в таком положении. Потом начиналось вращение коридора, и второй мальчик бежал как бы по стене и потолку, но на самом деле все время двигался по горизонтали.
При первом дубле в этом моменте — когда мальчишки встречались голова к голове — случился курьез. Забыли о земном притяжении, и у мальчика с приклеенным ботинком, который для зрителя оставался на полу (а был закреплен вниз головой), вдруг волосы встали дыбом! Пришлось ему надевать на голову сеточку.
Потом была еще одна перебивка, мальчик освобождал ногу из ботинка и убегал дальше по коридору, когда в отсек «влетал» третий пилот. Он не касался пола и стен, потому что был пристегнут спрятанными под одежду ремнями к стальной трубе и перекрывал ее телом от кинокамеры… Так была сымитирована «невесомость» не для одного человека, как у Кубрика, а сразу для трех! И это с бюджетом всего 900 тыс. руб.
Для пришельцев
Специалисты Ялтинской киностудии удивили зрителей и средствами передвижения инопланетян и астронавтов земной экспедиции. На спускаемом модуле звездолета земляне садились на планету Вариана в созвездии Кассиопея, природу которой снимали на мысе Опук (южное побережье Керченского полуострова в Крыму). Там же «варианская машина» — одноколесный 2-местный экипаж — двигалась на 4 роликах по 100-метровой металлической линии из швеллера, спрятанной в грунте. В движение «инопланетная» техника приводилась скрытым тросом — экипаж просто тащили из-за границы кадра обычным авто.
В 84-м изобретательность ялтинцев пригодилась режиссеру Якову Сегелю, снимавшему комедию «Инопланетянка». Главная героиня, оказавшись на Земле, могла преодолевать гравитацию. Она отрывалась от пола и парила вдоль книжного стеллажа, на лету прочитывая сотни книг, а также ходила по стенам и потолку самой обычной московской квартиры.
«Одно из наших приспособлений представляло собой книжный стеллаж, вдоль которого перемещалась по вертикали и горизонтали каретка с металлическим поясом, к которому крепились шортики из плотной ткани, сшитые по фигуре актрисы Лилии Алешниковой, — открывает секрет Валерий Павлотос. — Шорты были спрятаны под одеждой, и наша инопланетянка взмывала вверх и двигалась вдоль книжного стеллажа, размахивая руками и сгибая колени. При этом всеми ее перемещениями мы с помощью рычагов и контргрузов управляли из-за декорации».
Самолет
А через год для киносказки Михаила Юзовского «После дождичка в четверг» Валерию Павловичу пришлось выдумывать… ковер-самолет, летавший и на открытом воздухе, и в павильоне. Причем режиссер заказывал полет на 100—150 м в одном кадре, да еще и с падением в воду! Это «мокрое дело» снимали на Кутузовском озере возле Ангарского перевала.
Два каскадера вылетали на ковре из леса, пролетали над водой и падали с высоты 3 м. Линия «полета» проходила по несущему 10-миллиметровому тросу, остававшемуся за верхней границей кадра. А струн толщиной всего 1 мм, которыми ковер соединялся с движущейся по тросу кареткой, на фоне зеленого леса было совсем не видно. Так создавалась иллюзия полета.
Рядом с Кутузовским озером (в 15 км от Алушты) была выстроена по эскизам художника Бориса Комякова избушка Бабы-Яги — ее роль исполняла неподражаемая Татьяна Пельтцер. К ней и летели герои киносказки через озеро и по лесу. Между деревьями в разных направлениях были натянуты канатные дороги, по которым каскадеры Темников и Федоров произвели сотни метров эффектных пролетов на ковре.
Сказочное средство передвижения представляло собой трубчатую рамку, в центре которой располагалась фанерная площадка — на ней в полете сидели каскадеры. Края «самолета» были подвижными, изготовленными из плотной ткани, и колыхались от встречного воздуха в полете.
Вот так конструкторы Ялтинской киностудии за смешные деньги — и по оплате труда, и по затрате средств на создание спецэффектов и декораций — обеспечивали полеты сказочных героев, инопланетян и экспедиций дальнего космоса.
Майк Львовски, Сегодня.ua. _________________ ДЕЛАЙ ЧТО ДОЛЖЕН И БУДЬ ЧТО БУДЕТ
"...благородная смерть - это сокровище, и каждый достаточно богат, чтобы купить его".
К.С. Льюис, "Последняя Битва".
Зарегистрирован: Nov 30, 2005 Сообщения: 13945 Откуда: Москва.
Добавлено: Вт Апр 10, 2012 3:37 am Заголовок сообщения:
Теперь - чуток от себя напишу.
Актриса Ольга Битюкова, которая, находясь в ну, ОЧЕНЬ юном возрасте, сыграла Варю Кутейщикову в дилогии "Москва - Кассиопея" - моя родственница, что выяснилось относительно недавно. Познакомились в ЖЖ, поговорили о том, о сём, прозвучала фамилия одной из наших общих родственниц... Так что, вот. Для меня она теперь просто тётя Оля.
Впрочем, я не столько про это хотел рассказать, сколько про то, что мы с нею, конечно же, говорили о её участии в дилогии "Москва - Кассиопея" и я спрашивал, как же это они так правдоподобно "парили" в воздухе. Она мне и приоткрыла завесу: была хитроумная система тросиков, на которых ребята и "летали". А остальное - дело техники, - чтобы "полёты" выглядели правдоподобно + чтобы потом этих самых тросиков не было видно. _________________ ДЕЛАЙ ЧТО ДОЛЖЕН И БУДЬ ЧТО БУДЕТ
"...благородная смерть - это сокровище, и каждый достаточно богат, чтобы купить его".
К.С. Льюис, "Последняя Битва".
Интереснейший материал.
Кстати, о "тросиках". Подобную систему для таких съемок используют и по сей день в Голливуде.
Например, можно это увидеть в ролике о Джейн в теме "Питер Пэн" (2003). Они там не совсем стерты и их можно видеть. _________________ Когда первый луч солнца коснется Земли
И волшебная дверь приоткроется...
Ты поведай мне тайну заветной мечты
И сам Аслан тебе улыбнется.
Сокол, я никогда не сомневалась в наших киношниках!!!! Жаль, только теперь мы совсем ничего не умеем снимать. А вот тогда...даже "Александр Невский" 1941 (!!!!) года, выглядит круто, "Детство Горького" 1938 года (!!!!!!!), и ещё какой-то роман Верна (каюсь, но не 80 дней вокруг света, я бы запомнила) 1939 года....спецэффекты НА ВЫСОТЕ.....Даже сердце кровью обливается, когда думаешь, что эти вот актеры могли погибнуть на войне...
А я ещё во сне, когда Нарнию советского производства увидела, нисколько не сомневалась, что вышла она потрясающей, вот жаль, что в реальности такого не сняли. _________________ Я ВЕРЮ. Но не в моих силах заставить других поверить или прозреть истину. Дамблдор "Гарри Поттер и Орден Феникса". Беда в том, что люди всегда хотят именно то, что для них наиболее губительно. Дамблдор "Гарри Поттер".
Вы можете начинать темы Вы можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах
Template->make_filename(): Error - file quick_reply.tpl does not exist