· Главная
  · Прислать новость
  · Лучшее
  · Архив новостей
  · О проекте и авторах
  · Работа
  · Написать нам
  · Рекомендовать нас
  · ЧАВО
  · Поиск
  · Ссылки


  · Лев, Колдунья и Ко
  · Актеры
  · Команда
  · Интервью
  · Ваши Рецензии



  · Как читать?
  · Биографии героев



  · Биография
  · История Хроник
  · Льюис и Инклинги



  · Скачать!
  · Галерея
  · Опросы
  · Narnia Icons


  · Форум сайта
  · Дневники



55 гостей и 0 пользователей.

Вы Анонимный пользователь. Вы можете зарегистрироваться, нажав здесь.







Хроники Нарнии - NarniaNews.Ru :: Просмотр темы - Умерла великая переводчица - Н.Л. Трауберг.
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ГруппыГруппы   ПрофильПрофиль   ВходВход 

Умерла великая переводчица - Н.Л. Трауберг.
На страницу 1, 2, 3  След.
 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Хроники Нарнии - NarniaNews.Ru -> Хроники Нарнии
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Cокол
Грозный Админ
Грозный Админ


Зарегистрирован: Nov 30, 2005
Сообщения: 13536
Откуда: Москва.

СообщениеДобавлено: Чт Апр 02, 2009 4:02 am    Заголовок сообщения: Умерла великая переводчица - Н.Л. Трауберг. Ответить с цитатой

В моём сердце печаль, не буду ничего говорить, даю лишь ссылку:
http://narnianews.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=173&mode=&order=0&thold=0

Crying or Very sad
_________________
ДЕЛАЙ ЧТО ДОЛЖЕН И БУДЬ ЧТО БУДЕТ

"...благородная смерть - это сокровище, и каждый достаточно богат, чтобы купить его".
К.С. Льюис, "Последняя Битва".


Последний раз редактировалось: Cокол (Чт Май 21, 2009 5:26 am), всего редактировалось 1 раз
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Cокол
Грозный Админ
Грозный Админ


Зарегистрирован: Nov 30, 2005
Сообщения: 13536
Откуда: Москва.

СообщениеДобавлено: Чт Апр 02, 2009 7:25 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Вниманию всех московских Друзей Нарнии!
Отпевать Н.Л. Трауберг будут в субботу 4 апреля в храме Успения в Успенском вражке, после службы (приблизительно в 13.00, поскольку служба в эту субботу длинная).
Храм находится в Газетном переулке (метро «Охотный ряд»), рядом с Центральным телеграфом и Макдональдсом.
_________________
ДЕЛАЙ ЧТО ДОЛЖЕН И БУДЬ ЧТО БУДЕТ

"...благородная смерть - это сокровище, и каждый достаточно богат, чтобы купить его".
К.С. Льюис, "Последняя Битва".
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
chitalex
Ужинал с мистером Тамнусом


Зарегистрирован: Feb 02, 2008
Сообщения: 47

СообщениеДобавлено: Пт Апр 03, 2009 4:15 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Во вторник в Москве на 81-м году жизни скончалась известная переводчица Наталья Трауберг.

"Великая женщина, светлая христианка, гениальный переводчик. Она подарила нам Честертона и научила читать Льюиса... Царствие Вам Небесное, Наталья Леонидовна. И простите", - пишет в своем интернет-дневнике известный журналист и телеведущий Александр Архангельский.

Н.Трауберг родилась в Ленинграде 5 июля 1928 года в семье известного советского кинорежиссера Леонида Трауберга. Была членом Союза писателей, входила в редакционный совет журналов "Иностранная литература", "Истина и жизнь", была членом правления Российского библейского общества и Честертоновского института. Преподавала в Библейско-богословском институте имени святого апостола Андрея, вела радиопередачи на религиозно-общественном канале "София".

В России известна в первую очередь как переводчик с английского Гилберта Кийта Честертона, Клайва Стейплза Льюиса, Пелама Гренвилла Вудхауза, Дороти Сэйерс и многих других западных христианских авторов. Также переводила с португальского (Эса де Кейрош), французского (Эжен Ионеско), итальянского (Луиджи Пиранделло).

В декабре, для специального новогоднего проекта, ведущая программы "Другие в городе" на "Радио России. Культура" Ольга Коршакова, взяла интервью у известной переводчицы, где Наталья Трауберг рассказала, о чем мечтала в студенческие годы, и призналась в своих слабостях:

"На втором курсе я мечтала о безумной славе. Была влюблена в героев книг. И даже скорее в героев книг, чем в нормальных людей. Но Бог помог мне, и все это исчезло. Но у меня есть полтора качества, с которыми я не справлюсь, по-видимому, никогда. Я очень не люблю его, но я думаю, что Бог решил не отнимать их у меня. Это - слабость. Страшная слабость. Нежизнеспособность. Отсутствие каких бы то ни было земных сил".

Новость предоставлена христианским дайджестом новостей JesusChrist.ru со ссылкой на следующий источник: "Интерфакс-Религия"


_________________
Да здравствует Нарния! Да здравствует Аслан! Да здравствуют Короли и Королевы!
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Cокол
Грозный Админ
Грозный Админ


Зарегистрирован: Nov 30, 2005
Сообщения: 13536
Откуда: Москва.

СообщениеДобавлено: Сб Апр 04, 2009 7:08 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Всем доброго времени суток!

Гед и я были сегодня в храме, на отпевании, народу было весьма много.
Потом покойную Н.Л. Трауберг повезли в крематорий, места в автобусе были только для родственников. А вечером - поминки, в храме.
Народу будет много, ни в какую квартиру столько не влезет.
Через пол часа или чуть позже отправляюсь на поминки.
_________________
ДЕЛАЙ ЧТО ДОЛЖЕН И БУДЬ ЧТО БУДЕТ

"...благородная смерть - это сокровище, и каждый достаточно богат, чтобы купить его".
К.С. Льюис, "Последняя Битва".
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Cокол
Грозный Админ
Грозный Админ


Зарегистрирован: Nov 30, 2005
Сообщения: 13536
Откуда: Москва.

СообщениеДобавлено: Вс Апр 05, 2009 1:33 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Я вернулся с поминок. У меня нету сил на полноценный отчёт о том, что было сегодня. Но главное я скажу: перед смертью Н.Л. Трауберг приняла монашеский постриг и стала инокиней Иоанной.
_________________
ДЕЛАЙ ЧТО ДОЛЖЕН И БУДЬ ЧТО БУДЕТ

"...благородная смерть - это сокровище, и каждый достаточно богат, чтобы купить его".
К.С. Льюис, "Последняя Битва".
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Veela
Сражался при Беруне


Зарегистрирован: Jun 03, 2008
Сообщения: 115
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Вс Апр 05, 2009 4:45 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Когда узнала - не поверила. Н.Л.Трауберг для меня слишком современна, чтобы уйти. Мне не посчастливилось быть лично с ней знакомой, только по статьям и переводам, причем сначала это был горячо любимый мною Вудхауз, а уж потом Льюис.
Впрочем, проще всего попытаться представить себе мир без Натальи Леонидовны, и тогда начинаешь понимать: не было бы стольких элементов, составляющих наше мировоззрение, отсутствие которых само по себе непредставляемо...
_________________
Keep your wand at the ready!
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Phenix
Ужинал с мистером Тамнусом


Зарегистрирован: Mar 10, 2009
Сообщения: 27
Откуда: Моск.обл.

СообщениеДобавлено: Пн Апр 06, 2009 2:18 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

печально, когда уходят хорошие люди Sad Небольшая статья о Н.Л.Трауберг с "Ленты":
http://www.lenta.ru/articles/2009/04/02/trauberg/
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Cокол
Грозный Админ
Грозный Админ


Зарегистрирован: Nov 30, 2005
Сообщения: 13536
Откуда: Москва.

СообщениеДобавлено: Ср Апр 08, 2009 6:16 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Всем доброго времени суток!

Думаю, всем, кто читает эту темку, стоит прочитать пост о сне Elessmer:
http://narnianews.ru/modules.php?name=Forums&file=viewtopic&p=20079#20079
Я ей уже ответил.
Если кто-то ещё что-то сказать хочет, пишите в той темке.
_________________
ДЕЛАЙ ЧТО ДОЛЖЕН И БУДЬ ЧТО БУДЕТ

"...благородная смерть - это сокровище, и каждый достаточно богат, чтобы купить его".
К.С. Льюис, "Последняя Битва".
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Lihoy_Ciklop
Подружился с Игого и Уинни


Зарегистрирован: Apr 22, 2009
Сообщения: 296
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Сб Апр 25, 2009 2:57 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Cокол писал(а):
Я вернулся с поминок. У меня нету сил на полноценный отчёт о том, что было сегодня. Но главное я скажу: перед смертью Н.Л. Трауберг приняла монашеский постриг и стала инокиней Иоанной.

Это достоверная информация?
_________________
Добро должно быть с кулаками, а зло без зубов.
Это вам не ручной... тормоз.
За Нарнию, За Аслана!
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Cокол
Грозный Админ
Грозный Админ


Зарегистрирован: Nov 30, 2005
Сообщения: 13536
Откуда: Москва.

СообщениеДобавлено: Сб Апр 25, 2009 6:14 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Цитата:
Это достоверная информация?


Lihoy_Ciklop

Куда уж достоверней!
Я же лично знал Н.Л. Трауберг, а мама моя знакома с ней много лет!
О прощании и о поминках мне сообщили её родные и вообще - вся информация - от них.
В гробу она лежала в монашеском облачении.
_________________
ДЕЛАЙ ЧТО ДОЛЖЕН И БУДЬ ЧТО БУДЕТ

"...благородная смерть - это сокровище, и каждый достаточно богат, чтобы купить его".
К.С. Льюис, "Последняя Битва".
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Астрель
Старожил


Зарегистрирован: May 15, 2008
Сообщения: 788

СообщениеДобавлено: Вт Май 19, 2009 2:32 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

По просьбе Сокола размещаю не ссылку, а интервью целиком со сказочницей Софьей Леонидовной Прокофьевой, которая рассказывает, в том числе, и о своей дружбе с Натальей Леонидовной Трауберг.

АПРЕЛЬСКАЯ МОЗАИКА

- Софья Леонидовна, помимо Пасхи и Рождества, есть ли особо любимые Вами церковные праздники?

Да, к таким я могу отнести Благовещение. Много веков эта тема вдохновляла художников, вызывая у них настолько глубокие духовные чувства, что картины получались совершенно необыкновенными. Вспомнить хотя бы раннее итальянское Возрождение и «Благовещение» Фра Анджелико – очень трогательное.



Одним из мотивов Благовещения является белая лилия в руках Ангела. И, если в моем скромном саду, вдруг расцветает этот прекрасный цветок, то для меня это праздник, я необычайно радуюсь. Мы с дочерью каждый год покупаем на рынке белые лилии, сажаем их, а когда наступает время цветения, то всякий раз переживаем это как чудо. Какие-то сорта раскрываются днем, а какие-то – к вечеру. И всегда это сопровождается изумительным благоуханием.

Праздник, несомненно, очень радостный: Ангел приносит Деве Марии и всем нам Благую Весть. Начинает разворачиваться эта история, столь светлая и имеющая для нас огромное значение, решающая всю нашу жизнь. Это начало начал. Мария понимает, что Ее ожидает и кротко принимает свою великую миссию. Невозможно не вспомнить и о встрече Марии и Елизаветы, уже немолодой женщины, ожидающей ребенка – будущего Иоанна Крестителя. Все эти сцены очень хрупкие, пронзительные и, конечно, являются неиссякаемым источником вдохновения для иконописцев и художников.

- В начале апреля этого года нас покинула Наталья Леонидовна Трауберг, которую многие знают как первого переводчика «Хроник Нарнии» Клайва Льюиса. Не могли бы Вы сказать несколько слов об этой замечательной женщине?

Ее уход – это печальное, очень печальное событие. Еще месяца два назад я говорила с Наташей: она тогда находилась дома и была бодра. Мы познакомились очень давно. Когда у меня родилась дочь Маша, я попросила Наташу быть ее крестной матерью. Помню, что Таинство Крещения проходило в церкви у Никитских ворот, и ту глубокую задумчивость, в которой находилась Наташа во все время Таинства. Она была совершенно удивительным человеком. Мы очень часто встречались, Наташа бывала у меня в гостях.

Как-то раз она подарила мне свою повесть под названием «Панда», и я долгие годы была ее хранителем. Она стояла у меня на полке, пока я не спросила Наташу однажды: «А у тебя-то есть "Панда"?» Наташа ответила, что ни у нее, ни у кого-либо из знакомых – нет. Тогда я напомнила, что самый первый экземпляр, еще набранный на машинке с вклеенными ею фотографиями панды, она передала мне. Я очень любила эту повесть, но отдала Наташе, чтобы она ее могла издать. К сожалению, тот экземпляр ко мне так и не вернулся, но это уже неважно. Важно, что Наташа смогла издать ее, а также свои сонеты и эссе в одной книге. Это для меня большая радость!
Я не сразу узнала о том, что у нее были пьеса, сонеты. Это невероятно интересно, и мне сонеты очень понравились! Они написаны белым стихом, не рифмовано – это уникальный литературный мир, ни на что не похожий. Наташе были свойственны особенные теплота и камерность, которые редко можно встретить у литератора.

Жизнь нас развела: Наташа вышла замуж и уехала в Литву. Мы не виделись долгие годы, но постоянно перезванивались. Дружба и близость сохранялись. И, как это часто бывает с близкими людьми, когда мы начинали разговаривать, создавалось впечатление, что мы и не расставались. Так продолжалось в течение многих-многих лет. Потом Наташа заболела. Я счастлива, что моя дочь, ее крестница, Маша смогла ее навестить. Часа два или три они разговаривали на духовные темы. Маша вернулась под огромным впечатлением от своей крестной, которую до этого не видела ни разу в жизни.

- А Вы знали о том, что она приняла монашеский постриг?

Да, она была монахиней в миру. И это было естественным итогом всей ее жизни. Наташа была человеком совершенно необыкновенным, духовно одаренным. Не просто литературно, не только в плане философских способностей, а именно так – была духовно одаренным, светящимся человеком.

- Сейчас проблемой многих людей является уныние. Темпы жизни, негатив, который ежедневно преподносит телевидение – с этим трудно справиться, и люди начинают унывать, впадать в депрессию. Приходилось ли Вам в своей жизни бороться с этой напастью?

Надо сказать, что это Божья милость, но уныние мне не свойственно. Я очень любила свою маму, ее смерть была неожиданной, просто ударом, но через какое-то время все это – мысли о ней, воспоминания, вся наша жизнь – обернулось для меня глубоким светом.

А вообще я, конечно, чувствую, что мне будет 81 год: слабею физически, память подводит, - но уныния по-прежнему нет. Более того, меня очень удивляет, что мне удалось написать новую сказку «Босая принцесса». Прочитавшие ее говорят, что, на их взгляд, она – лучшая из лучших. Писалась же она очень тяжело. Сказка наиболее духовная и наиболее таинственная. Я и сама не знала, что же это такое получилось, пока не дала прочесть людям, авторитетному мнению которых я очень доверяю. Так что это сочетается: старость и, быть может, особая мудрость, знание жизни, открывающееся в большей полноте.

- Какие бы советы Вы дали тем, кто хочет стать сказочником? Бывает, в голову приходят какие-то необычные, яркие идеи и хочется поделиться ими, и думается, и верится – а вдруг я стану сказочником?

Я считаю, тот, кто приходит в это состояние, вполне природой замыслен как сказочник. В таком случае, все зависит только от его воли, от напряжения, которые он может подарить этой области. Потому что сказка – это тяжелый труд, требующий огромной сосредоточенности. В этот мир необходимо погрузиться. Главное, остаться в этом состоянии светлого вдохновения, постараться проникнуть глубже и начинать писать изнутри него. То есть не брать внешнюю жизнь, которая окружает нас; жизнь, что не всегда легка и соответствует сказочным настроениям.

Если в человеке проснулось духовное желание писать сказку, то он должен писать не думая, не боясь, откинув сомнения, писать свободно. Потом все может быть множество раз переписано. И автор не должен бояться переделывать что-то в сказке, потому что она любит прожить несколько жизней. Наконец, наступит момент, когда герои оживут и начнут действовать самостоятельно. Когда не автор будет за них что-то решать или куда-то направлять, а они сами пойдут – каждый выбранной им самим дорогой. Вот это самое ценное. Если так получается, - это залог того, что сказка родится и будет очень удачной.

Желание писать сказку необходимо беречь как драгоценность. И, исходя из этого ощущения, изнутри этой драгоценности, начинать создавать сказочный мир. Если вы сочиняете, то старайтесь в первом варианте описать какие-то странности, необычайные образы на грани если не безумия, то пределов доступной фантазии. Впоследствии, эти задумки могут быть выброшены, но, главное, они уже дали свой творческий импульс. Позже вы очистите сказку от всего лишнего, но в самом процессе создания не надо себя сдерживать – ни в метафорах, ни в образах, ни в описании природы, ситуаций, характеров. Не теряйте свежести, которая пришла и дана вам на какое-то мгновение, берегите ее. Вот то, что я хотела бы посоветовать тем, кто начинает писать сказки.

- А по поводу самого сложного вопроса для начинающего автора – «опубликуют/не опубликуют»? Первые отказы – это такая больная тема.

Дело в том, что я не написала в жизни ни одной сказки по заказу. Только «в стол» и никогда об этом не думала. Когда же сделала первые попытки опубликовать их, то «налетела лбом» на чрезвычайно жестокое отношение моих редакторов. Так продолжалось, пока я не встретилась с одним человеком, который понял меня – Юрий Павлович Тимофеев. Я всякий раз рада вспомнить его доброту. Но как часто мои вещи возвращались с очень резкими рецензиями… Достаточно сказать, что сказка «Астрель и Хранитель леса», которую я все-таки до сих пор считаю своей большой удачей, претерпела пять жесточайших рецензий. Министерство культуры просто с каким-то садизмом ее направляло одному рецензенту, второму, третьему – всего их было пять. Наконец, это произведение было отправлено редактору, который занимался народной сказкой (тут Министерство культуры решило, что он-то эту сказку непременно «зарежет»). И, к моему удивлению, он написал такую рецензию: «Хотя я не люблю литературную, авторскую сказку, но эта так хороша, что я советую ее напечатать».

Но, надо сказать, что сказки возвращали, над сказками смеялись, сказки вызывали недоумение. К этому надо быть готовым и спокойно на это реагировать. Это неизбежно не только в наши дни, но и всегда. Бывают такие случаи, когда вдруг первое же произведение делает автора известным, классиком или просто знаменитым. Но это опять-таки какие-то счастливые исключения. А вообще тому, кто только начал, вступил на этот тернистый путь, необходимо к этим терниям быть готовым.

- Насколько стоит прислушиваться к советам рецензентов? Зачастую их бывает так много, что есть риск сделать сказку чем-то искусственным, постоянно исправляя ее.

Я вернусь к сказке «Астрель и Хранитель леса». Когда мне присылали ответ и критиковали жестоко, часто поверхностно и примитивно, то я вынимала спорный кусок и выбрасывала его. Хотя убранный эпизод мог лично мне очень нравиться и считаться моей удачей, но я никогда не исправляла его, если была не согласна. Вместо этого я, допустим, вводила новое действующее лицо и все переписывала. Советую воспользоваться моим опытом, достаточно горьким, молодым авторам. Если есть что-то очень любимое вами, что вы вынесли как свет души и подарили бумаге, а по какой-то иронии судьбы именно на это напали ваши рецензенты, то приберегите это. Может, сохраненная вами идея, обретет вторую жизнь! Желаю вам мужества и творческих успехов!

Беседовала я, Астрелька Smile (Татьяна Макунина)
8 апреля 2009 г.

Взято с официального сайта Софьи Прокофьевой.

http://procofieva.narnianka.com/april.htm
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Cокол
Грозный Админ
Грозный Админ


Зарегистрирован: Nov 30, 2005
Сообщения: 13536
Откуда: Москва.

СообщениеДобавлено: Вт Май 19, 2009 2:46 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Астрель

Огромное спасибо за это интервью! Хоть оно и не целиком посвящено Н.Л. Трауберг, - читать его можно лишь целиком, ибо иначе теряется восприятие. Я с громадным удовольствием прочитал этот материал. Хочу отметить, что у Вас очень хороший, мягкий, литературный язык, - именно такой, какой нужен для написания сказок. Ваш литературный дар несомненен, - развивайте свой талант!

Smile
_________________
ДЕЛАЙ ЧТО ДОЛЖЕН И БУДЬ ЧТО БУДЕТ

"...благородная смерть - это сокровище, и каждый достаточно богат, чтобы купить его".
К.С. Льюис, "Последняя Битва".
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Астрель
Старожил


Зарегистрирован: May 15, 2008
Сообщения: 788

СообщениеДобавлено: Вт Май 19, 2009 2:52 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Embarassed спасибо огромное, Сокол!!
(хотя вообще-то 90% интервью - это ж слова Софьи Прокофьевой Wink)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
chitalex
Ужинал с мистером Тамнусом


Зарегистрирован: Feb 02, 2008
Сообщения: 47

СообщениеДобавлено: Ср Май 20, 2009 1:14 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Христианство — это очень неудобно

Автор: Наталья Трауберг

Наталия Трауберг — выдающийся переводчик с английского, французского, испанского, португальского и итальянского. Человек, открывший русскому читателю христианского мыслителя Гилберта Честертона, апологета Клайва Льюиса, евангельские пьесы Дороти Сейерс, печального Грэма Грина, кроткого Вудхауза, детских Пола Гэллико и Фрэнсис Бернетт. В Англии Трауберг звали «мадам Честертон». В России она была инокиней Иоанной, членом правления Библейского общества и редколлегии журнала «Иностранная литература», вела передачи на радио «София» и «Радонеж», преподавала в Библейско-богословском институте св. апостола Андрея.

Наталия Леонидовна любила рассказывать о том, что Честертон называл «просто христианством»: не об уходе в «благочестивость святых отцов», а о христианской жизни и христианских чувствах здесь и сейчас, в тех обстоятельствах и на том месте, куда мы поставлены. О Честертоне и Сейерс она как-то написала: «В них не было ничего, что отвращает от “религиозной жизни”, — ни важности, ни слащавости, ни нетерпимости. И теперь, когда “фарисейская закваска” снова набирает силу, их голос очень важен, он перевесит многое». Сегодня эти слова в полной мере можно отнести к ней самой и к ее голосу.
Так случилось, что одно из последних своих интервью Наталия Трауберг дала журналу «Эксперт».

— Наталия Леонидовна, на фоне духовного кризиса, переживаемого человечеством, многие ждут возрождения христианства. Причем считается, что все начнется в России, поскольку именно русское православие заключает в себе полноту христианства всего мира. Что вы думаете по этому поводу?

— Мне кажется, что говорить о совпадении русскости и православия — это унижение Божественного и вечного. И если мы начинаем рассуждать, что русское христианство самое главное на свете, то у нас — большие проблемы, которые ставят под вопрос нас как христиан. Что же до возрождений… В истории их и не было. Были отдельные сравнительно большие обращения. Как-то раз некоторое количество людей подумало, что в миру ничего хорошего не получается, и ушло вслед за Антонием Великим спасаться в пустыню, хотя Христос в пустыне, заметим, провел всего сорок дней… В XII веке, когда пришли нищенствующие монахи, многие вдруг почувствовали, что их жизнь как-то с Евангелием расходится, и стали устраивать отдельные островки, монастыри, чтобы было по Евангелию. Потом опять думают: что-то не то. И решают пробовать не в пустыне, не в монастыре, а в миру близко к Евангелию жить, но отгородившись обетами от мира. Однако и это не сильно влияет на общество.

— В 70−е годы в Советском Союзе в церкви пошло много народу, не говоря уж про 90−е. Что это, если не попытка возрождения?

— В 70−е годы в церковь пришла, если так можно выразиться, интеллигенция. И когда она «обратилась», можно было заметить, что она не то что не проявила христианских свойств, она, как оказалось, перестала проявлять и интеллигентские свойства.

— Что значит — интеллигентские?

— Которые отдаленно что-то христианское воспроизводят: быть деликатным, терпимым, не хватать себе, не отрывать другому голову и так далее… Что такое мирской образ жизни? Это — «хочу», «желаю», то, что в Евангелии называется «похоть», «похотение». И мирской человек просто живет, как ему хочется. Так вот. В начале 70−х некоторое количество начитавшихся Бердяева или Аверинцева стали ходить в церковь. Но что вы думаете? Они ведут себя, как и прежде, как им хочется: раздвигая толпу, расталкивая всех. Они того же Аверинцева на его первой лекции чуть не рвут на части, хотя на этой лекции он говорит о простых евангельских вещах: кротости и терпении. А они, отпихивая друг друга: «Мне! Мне кусок Аверинцева хочется!» Конечно, можно все это осознать и покаяться. Но много ли вы видели людей, которые приходили каяться не только в том, что пили или прелюбодействовали? Покаяться в прелюбодеянии — это пожалуйста, это единственный грех, который они помнят и осознали, что, впрочем, не мешает им потом бросить жену… А что гораздо больший грех быть гордым, важным, нетерпимым и сухим с людьми, отпугивать, грубить…

— Об изменах супругов вроде бы в Евангелии тоже очень строго сказано?

— Сказано. Но не все Евангелие этому посвящено. Есть один удивительный разговор, когда апостолы не могут принять слова Христа о том, что двое должны стать одной плотью. Они спрашивают: как так? Это же невозможно человеку? И Спаситель открывает им эту тайну, говорит, что действительный брак — это абсолютное соединение, и добавляет очень милостиво: «Кто может вместить, да вместит». То есть кто может понять, тот поймет. Так все перевернули и сделали даже закон в католических странах, что нельзя разводиться. А вот попробуйте сделать закон, что нельзя наорать. Но Христос говорит об этом гораздо раньше: «Гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду».

— А если не напрасно, а по делу?

— Я плохой библеист, но уверена, что здесь слово «напрасно» — интерполяция. Христос не произносил его. Оно вообще снимает всю проблему, потому что всякий, кто гневается и орет, уверен, что делает это не напрасно. А ведь сказано, что, если «согрешит против тебя брат твой … обличи его между тобою и им одним». Наедине. Вежливо и бережно, как сам хотел бы, чтоб обличили тебя. И если человек не услышал, не захотел услышать, «… тогда возьми одного или двух братьев» и поговори с ним еще раз. И наконец, если он и их не послушал, то будет он тебе как «язычник и мытарь».

— То есть как противник?

— Нет. Это значит: да будет он как человек, который не понимает такого типа разговора. И ты тогда отойди в сторону и предоставь место Богу. Эта фраза — «предоставьте место Богу» — повторяется в Писании с завидной частотой. Но много ли вы видели людей, которые эти слова услышали? А много ли мы видели людей, которые пришли в церковь и осознали: «Я — пустой, у меня ничего нет, кроме глупости, хвастовства, хотений и желания самоутвердиться… Господи, как ты это терпишь? Помоги мне исправиться!» Ведь суть христианства в том, что оно переворачивает всего человека. Есть пришедшее из греческого слово «метанойя» — перемена мышления. Когда все, что считается важным в мире — удача, талант, богатство, свои хорошие свойства, — перестает быть ценностью. Любой психолог скажет тебе: верь в себя. А в церкви ты — никто. Никто, но очень любимый. Там человек, как блудный сын, оборачивается к отцу — к Богу. Приходит к нему, чтобы получить прощение и какое-то присутствие хотя бы во дворе у отца. Отец к нему, нищему духом, склоняется, плачет и пускает его вперед.

— Так вот в чем смысл выражения «нищие духом»?

— Ну да. Все думают: чтобы это такое могло быть? Но как бы это ни толковать, все сойдется к тому, что у них ничего нет. У мирского человека всегда что-то есть: мой талант, моя доброта, мое мужество. А у этих нет ничего: они во всем зависят от Бога. Уподобляются детям. Но не потому, что дети — прекрасные чистые существа, как утверждают некоторые психологи, а потому, что ребенок беспомощен совершенно. Он не существует без отца, он не сможет поесть, не научится говорить. И нищие духом — такие. Приход в христианство означает, что какое-то количество людей будет жить невозможной с мирской точки зрения жизнью. Конечно, случится и такое, что человек по-прежнему будет делать то, что нам, жалким, несчастным и смешным, свойственно. Может надраться как сивый конь. Может влюбиться не тогда, когда надо. В общем, все человеческое в нем останется. Но отсчитывать поступки и мысли ему придется от Христа. И если человек принял, открыл этому не только сердце, но и разум, то обращение в христианство произошло.

Партийность вместо любви

— Большинство христиан знает о существовании разных конфессий, некоторые интересуются каноническими расхождениями. Это имеет значение для повседневной жизни христианина?

— Думаю, что нет. А иначе получается, что, придя в церковь, мы просто пришли в новое заведение. Да, оно красивое, да, там дивное пение. Но очень уже опасно, когда говорят: мол, люблю такую-то церковь, потому что там поют хорошо… Уж лучше бы помолчали, честное слово, потому что Христос-то нигде не пел. Придя в церковь, люди оказываются в заведении, где все наоборот.

— Это в идеале. А на самом деле?

— На самом деле это очень сегодня распространено: наши-ваши. Кто круче — католики или православные. Или, может, раскольники. Последователи отца Александра Меня или отца Георгия Кочеткова. Все разделены на крохотные партии. Для одних Россия — икона Христа, для других — наоборот, не икона. Еще у нас ведь как принято у многих? Причастился, вышел на улицу, всех презираю, кто не воцерковился. А ведь мы вышли к тем, к кому Спаситель нас послал. Назвал нас не рабами, но друзьями. И если ради идеи, убеждения и интереса мы начинаем гнобить тех, кто живет не по нашему «закону», тогда мы не христиане, правда. Или вот есть статья у Семена Франка, где он говорит про красоту православных храмов: да, мы увидели мир дивной красоты и очень его полюбили, и поняли, что это самая важная вещь на свете, но вокруг нас люди, которые этого не понимают. И есть опасность, что мы начнем с ними бороться. А мы, к сожалению, движемся в эту сторону. Например, история с чудом Благодатного огня. Считать, что мы, православные, самые лучшие, потому что только нам, на нашу Пасху Благодатный огонь появляется, а всем остальным — фиг, это же потрясающе! Получается, что люди, родившиеся, скажем, во Франции, где католичество, отвержены от Бога. От Бога, который говорит, что христианину надо, как солнце человеку, светить на правых и неправых! Какое все это имеет отношение к Благой вести? И что это, если не партийные игры?

— По сути, это фарисейство?

— Да. А ведь Христос если кого-то и не прощал, то только «самоправедных», то есть фарисеев. Нельзя жизнь по Евангелию построить с помощью закона: не сходится, это не Эвклидова геометрия. И еще у нас восторг перед силой Бога. Но зачем? Таких религий полно. Любая языческая религия восторгается силой бога, магией. Александр Шмеман пишет, да, может, и раньше писали, что христианство не религия, а личная связь со Христом. Но что происходит? Вот молодые парни, улыбающиеся, переговаривающиеся, идут к причастию… А сзади старушки с палочками, после операции. И парням даже в голову не придет пропустить бабушек. И это сразу после литургии, где в очередной раз все было сказано! Я несколько раз не шла причащаться от злости на это все. А потом на радио «Радонеж», оно обычно в воскресенье, говорила слушателям: «Ребята, сегодня из-за вас не причащалась». Потому что посмотришь, и уже в душе делается такое, что не то что причащаться, но стыдно и на церковь смотреть. Причастие — не магический акт. Это Тайная вечеря, и если вы пришли справить с Ним вечно теперь справляемый вечер перед Его смертью, то постарайтесь услышать как минимум одну вещь, которую Христос добавил в Ветхий Завет и которая перевернула всё: «…да любите друг друга, как Я возлюбил вас…»

— Обычно цитируется «Не делай того, чего не хочешь себе».

— Да, любовь для всякого хорошего человека означает это золотое правило. Вполне резонное: не делай того-то и спасешься. Ветхозаветная матрица, которую взяло потом мусульманство. А любовь христианская — это душераздирающая жалость. Человек может тебе вообще не нравиться. Он может быть тебе абсолютно противен. Но ты понимаешь, что, кроме Бога, у него, как и у тебя, защиты нет. Часто ли мы видим даже в нашей церковной среде такую жалость? К сожалению, даже эта среда у нас пока еще чаще всего неприятная. Даже само слово «любовь» в ней уже скомпрометировано. Угрожая девчонкам адским огнем за аборты, священник говорит: «А главное — любовь…» Когда это слышишь, даже при полном непротивлении возникает желание взять дубину хорошую и…

— Разве аборты — не зло?

— Зло. Но они — вещь глубоко частная. И если главное христианское занятие — это борьба с абортами, то в этом есть какая-то прелесть — в изначальном понимании этого слова. Предположим, какая-то девушка захотела, как всякий нормальный человек, любви и попала в положение, в котором трудно рожать. И священник говорит ей, что если во время аборта она умрет, то сразу попадет в ад. А она топает ногами и кричит: «Я ни в какую вашу церковь не пойду!» И правильно делает, что топает. Ну давай, христианин, иди запрети аборты и еще пугай адом девчонок, которые слышали, что выше влюбленности нет ничего и что отказывать нельзя никому, потому что это старомодно, или не по-христиански, или еще пятое-десятое. Ужасно, но у католиков привычки такие…

— А у православных?

— У нас больше по другой части: спрашивают, можно ли держать собак в доме, где иконы висят, ну и одна из главных тем — пост. Какие-то страннейшие языческие штуки. Помню, когда только начинала вести передачу на маленьком церковном радиоканале, задали мне вопрос: «Скажите, пожалуйста, очень ли большой грех, если я до звезды на Сочельник поем?» Я чуть не расплакалась тогда в эфире и два часа говорила о том, о чем мы сейчас с вами разговариваем.

Отвергнуться себя

— И как же тут быть?

— Но ничего такого уж страшного в этом нет. Когда у нас так долго не было понятия греха, а потом за грех стали принимать что угодно, кроме себялюбия, «умения жить», своеволия, уверенности в своей праведности и настырности, надо все начинать заново. Многим приходилось начинать заново. И кто имеет уши слышать, да слышит. Вот, например, блаженный Августин, великий святой. Он был умен, он был известен, у него была замечательная карьера, если мерить нашими понятиями. Но ему стало трудно жить, что очень типично.

— Что значит: Августину стало трудно жить?

— Это когда начинаешь осознавать, что что-то не так. Сейчас люди снимают подобное ощущение тем, что идут в красивую церковь и слушают красивое пение. Правда, потом они чаще всего начинают все это ненавидеть или становятся ханжами, так и не услышав, что сказал Христос. Но с Августином было не так. К нему пришел один приятель и говорит: «Вот смотри, Августин, мы с тобой хоть и ученые, а живем, как два дурака. Ищем мудрости, и все не там». Августин очень разволновался и выбежал в сад. И услышал откуда-то: «Возьми прочти!» Кажется, это мальчик на улице кому-то кричал. А Августин услышал, что это к нему. Вбежал в комнату и открыл Евангелие. И попал на послание Павла, на слова: «Облекитесь в Господа Иисуса Христа и попечения о плоти не превращайте в похоти». Простые фразы: отвергнись себя и возьми крест, и заботы о себе не превращай в свои идиотские желания, и пойми, что самый главный мирской закон на свете — делать то, что моей голове или, не знаю чему там еще, хочется — для христианина не имеет никакого значения. Эти слова полностью изменили Августина.

— Вроде бы все просто. Но почему человеку так редко удается отвергнуться себя?

— Христианство на самом деле очень неудобно. Ну, скажем, попустили кому-то быть начальником, и он должен подумать о том, что вести себя по-христиански в такой ситуации очень трудно. Сколько ему нужно мудрости! Сколько надо доброты! Он о каждом должен думать, как о себе, а в идеале — как Христос о людях. Должен ставить себя на место каждого, кто под ним ходит, и печься о нем. Или, вот, помню, спрашивали, почему, когда у меня была такая возможность, я не эмигрировала. Я отвечала: «Потому что этим убила бы родителей. Они бы не решились уехать и остались здесь, старые, больные и одинокие». И подобный выбор у нас на каждом шагу. Вот, например, залил вашу квартиру кто-то сверху, и у него нет денег, чтобы компенсировать вам ремонт… Можно подать на него в суд или начать с ним скандалить и этим отравить ему жизнь. А можно оставить все как есть, и потом, если появится возможность, сделать ремонт самому. А еще можно уступить очередь… Быть тихим, а не важным… Не обижаться… Совсем простые вещи. И чудо перерождения произойдет постепенно. Бог почтил человека свободой, и только мы сами, по собственной воле, можем сломиться. А потом все сделает Христос. Надо только, как писал Льюис, не бояться приоткрыть доспехи, в которые мы закованы, и пустить Его в сердце. Одна только эта попытка совершенно меняет жизнь и придает ей ценность, смысл и радость. И когда апостол Павел говорил «Всегда радуйтесь!», он имел в виду как раз такую радость — на высочайших вершинах духа.

— Он еще говорил «плачьте с плачущими»…

— Штука в том, что радоваться умеют только те, кто умеет плакать. Разделяет с плачущими их горести и печали и не убегает от страданий. Христос говорит, что плачущие блаженны. Блаженны — значит счастливы и имеют всю полноту жизни. И Его обещания отнюдь не небесные, а земные. Да, страдания ужасны. Однако когда люди страдают, Христос предлагает: «Придите ко Мне, все страдающие и обремененные, я успокою вас». Но с условием: возьмите иго Мое на себя и обретете покой душам вашим. И человек действительно обретает покой. Причем покой глубинный, а совсем не то, что он будет как замороженный какой-то ходить: просто он начинает жить не в суете, не в раздрызге. И тогда состояние Царствия Божьего наступает здесь и сейчас. И может быть, узнав его, мы сможем помочь и другим. И вот тут очень важная вещь. Христианство — не средство спасения. Христианин — не спасаемый, а спасающий.

— То есть он должен проповедовать, помогать ближнему?

— Не только. Самое главное — он вносит в мир крохотный элемент другого типа жизни. Вот моя крестная, нянечка, внесла такой элемент. И я забыть не смогу никогда, что видела такого человека и знала его. Она была совсем близкой к Евангелию. Безденежная слуга, она жила как совершенная христианка. Никому никогда не сделала зла, не сказала обидного слова. Помню, только один раз… Я была еще маленькая, родители уехали куда-то, а я каждый день писала им письма, как мы договорились. И вот одна женщина, которая была у нас в гостях, смотрит на это и говорит: «Ну как бороться с чувством долга у ребенка? Никогда, деточка, не делай того, чего не хочется. И будешь счастливым человеком». И тут моя нянечка побледнела и сказала: «Простите нас, пожалуйста. У вас — свой дом, у нас — свой». Так один раз за всю мою жизнь я услышала от нее резкое слово.

— Ваша семья, родители, были другими?

— Моя бабушка, Марья Петровна, тоже никогда не повышала голос. Она ушла из школы, где работала учительницей, потому что там надо было говорить антирелигиозное. Пока дедушка был жив, она при нем ходила настоящей дамой: в шляпке, в пальтишке строгом. А потом переехала к нам. И ей, очень жесткому, видимо, по типу человеку, было с нами, безалаберными, нелегко. Вот моя мама, ее дочь, вот ее невенчанный муж, кинорежиссер и вообще богема… Про то, что он еврей, бабушка не говорила никогда, потому что нормальный христианин не может быть антисемитом. А сколько она со мной перемучилась! Я, семнадцатилетняя кретинка, не учившаяся в школе, попала в университет и там чуть с ума не сошла от восторга, успехов, влюбленностей… И если вспомнить все глупости, которые я делала! Влюбилась и утащила дедушкино обручальное кольцо, считая, что великие чувства, которые я испытывала, дают мне право набить ватой это кольцо, надеть его на палец и с ним ходить. Нянечка, наверное, мягче бы сказала, а бабушка жестко: «Не делай этого. Глупости».

— И это — жестко?

— Для нее — очень. А мама, чтобы я одевалась более модно, чем я считала возможным после бабушкиного и нянечкиного воспитания, могла биться головой о стену, чтобы доказать мне что-то. Но ее, истерзанную богемной жизнью, тоже чуждой ей по ее воспитанию, которую она, однако, вынуждена была вести, нельзя судить. И всегда она считала, что должна меня отговорить от веры, поскольку я себя гублю. Даже Мессинга приглашала привести меня в чувство. Нет, она не боролась с христианством, просто понимала, что дочке будет тяжело. И не потому, что мы жили в Советском Союзе, где объявили, что Бога нет. В любом веке родители стараются отговорить детей от христианства.

— Даже в христианских семьях?

— Ну вот, например, Антоний Великий, преподобный Феодосий, Екатерина Сиенская, Франциск Ассизский… Все четыре истории у родителей-христиан. И все о том, что у всех дети — люди как люди, а мой ребенок — кретин. Феодосий не хочет одеваться так же шикарно, как положено ему по классу, и много сил и времени отдает добрым делам. Екатерина каждодневно заботится о больных и бедных, спит по часу в сутки, вместо того чтобы гулять с подружками и заниматься домом. Франциск отказывается от веселой жизни и отцовского наследства… Такие штуки ведь всегда считались ненормальными. Ну а сейчас, когда понятия «успех», «карьера», «удача» стали практически мерилом счастья, — тем более. Притяжение мира очень сильное. Такого не бывает почти: «встать на голову», по Честертону, и так жить.

— Какой же смысл во всем этом, если только единицы становятся христианами?

— А ничего массового и не было предусмотрено. Христос не случайно же говорил такие слова: «закваска», «соль». Такие крохотные отмеры. Но они меняют все, они меняют всю жизнь. Держат мир. Держат любую семью, даже ту, где дошли до абсолютного безобразия: где-то, кто-то, какими-то молитвами, каким-то подвигом. Там же целый мир этого на первый взгляд странного открывается: когда легко — делай, когда трудно — говори, когда невозможно — молись. И это работает.

И еще смирение, с помощью которого только и можно преодолевать торжествующее вокруг зло.

Беседовала Елена Борисова, специальный корреспондент журнала «Эксперт».

http://www.pravmir.ru/article_4175.html
_________________
Да здравствует Нарния! Да здравствует Аслан! Да здравствуют Короли и Королевы!
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
chitalex
Ужинал с мистером Тамнусом


Зарегистрирован: Feb 02, 2008
Сообщения: 47

СообщениеДобавлено: Ср Май 20, 2009 1:29 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Cокол писал(а):
Но главное я скажу: перед смертью Н.Л. Трауберг приняла монашеский постриг и стала инокиней Иоанной.


Вот это да! Ангельский образ перед смертью, да ещё при такой её жизни. Ея же молитвами ...
_________________
Да здравствует Нарния! Да здравствует Аслан! Да здравствуют Короли и Королевы!
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Хроники Нарнии - NarniaNews.Ru -> Хроники Нарнии Часовой пояс: GMT + 6
На страницу 1, 2, 3  След.
Страница 1 из 3

 
Перейти:  
Вы можете начинать темы
Вы можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Template->make_filename(): Error - file quick_reply.tpl does not exist