· Главная
  · Прислать новость
  · Лучшее
  · Архив новостей
  · О проекте и авторах
  · Работа
  · Написать нам
  · Рекомендовать нас
  · ЧАВО
  · Поиск
  · Ссылки


  · Лев, Колдунья и Ко
  · Актеры
  · Команда
  · Интервью
  · Ваши Рецензии



  · Как читать?
  · Биографии героев



  · Биография
  · История Хроник
  · Льюис и Инклинги



  · Скачать!
  · Галерея
  · Опросы
  · Narnia Icons


  · Форум сайта
  · Дневники



45 гостей и 0 пользователей.

Вы Анонимный пользователь. Вы можете зарегистрироваться, нажав здесь.







Хроники Нарнии - NarniaNews.Ru :: Просмотр темы - День Святого Валентина.
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ГруппыГруппы   ПрофильПрофиль   ВходВход 

День Святого Валентина.

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Хроники Нарнии - NarniaNews.Ru -> Армия Аслана
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Cокол
Грозный Админ
Грозный Админ


Зарегистрирован: Nov 30, 2005
Сообщения: 13118
Откуда: Москва.

СообщениеДобавлено: Чт Фев 14, 2013 10:26 pm    Заголовок сообщения: День Святого Валентина. Ответить с цитатой

Всем доброго времени суток!

Сегодня - 14 февраля, - День Святого Валентина, который широко празднуют во многих странах мира. Сразу говорю, - этот праздник мне симпатичен, тем более что в условиях современного мира он как нельзя лучше способствует приросту населения. Так что праздруйте, друзья, дарите подарки! Любите друг друга! Женитесь! И рожайте, рожайте, рожайте! Что может быть лучше?

Однако давайте попытаемся разобраться, что же это за праздник такой. На нашем форуме имеется тема, посвящённая другому ИНОЗЕМНОМУ ПРАЗДНИКУ - Хеллоуину. Думаю, будет полезно рассказать и о Дне Святого Валентина, - тем более что ситуация с этим праздником далеко не такая простая, как может показаться.

Чисто для затравочки:
Этот праздник считается католическим. Но загляните в католический церковный календарь и убедитесь, что 14 февраля никакого поминовения какого-либо Валентина НЕТ, а есть день помиовения святых, равноапостольных, Кирилла и Мефодия, - да, да, - тех самых, которых очень почитают и в Православии.

Думаю, для первого поста этой темы лучше всего подойдёт СТАТЬЯ Татьяны Фёдоровой в издании "Православие и мир", поскольку данный материал выбивается из сотен тысяч очень похожих друг на друга статей, сообщений в блогах. А там уж, по мере развития темы, коли она заинтересует наших форумчан, будем рулить дальше. Но надо же с чего-то начать! Всё, что ниже звёздочек, - ни разу не моё. Всё, что я позволю себе поменять, - сделаю адаптацию под форумный формат, ибо крайне неудобно размещать картинки, как на сайте-источнике.

********

День святого Валентина: Именины без именинника


Автор стаьтьи.

Современное почитание и современный праздник

Человеческое восприятие – удивительная штука. Очень часто мы склонны принимать некую информацию за истину только на том основании, что у нее, выражаясь современным языком, высокий индекс цитирования. Иными словами, один и тот же текст с небольшими вариациями кочует из издания в издание, из блога в блог. И чем чаще он воспроизводится, тем чаще мы готовы брать его на веру на том основании, что «все говорят».

Но увы, нередко бывает так, что копируемый друг у друга текст изначально ошибочен в той или иной степени, и, распространяя его дальше, мы поневоле вводим в заблуждение все больший и больший круг людей.

Именно такая история и приключилась с жизнеописанием человека, чью память якобы предлагается праздновать 14 февраля. Если задать поиск по интернету, запрос «День святого Валентина» принесет десятки и сотни ссылок, пересказывающих с некоторыми вариациями одну и ту же легенду.

Немного истории

[1] Мне стало любопытно, а как же все-таки обстояло дело в те далекие времена. К счастью, помимо «глянцевой» литературы сейчас доступно немало серьезных исторических исследований, позволяющих отделить факты от вымысла. Давайте попробуем все-таки разобраться, что же произошло на самом деле, а что является лишь романтической выдумкой. И давайте не будем забывать, что даже если некие события более-менее совпадают хронологически, это вовсе не означает, что между ними непременно существует взаимосвязь. Как говорится, «после этого не означает вследствие этого».

Что касается меня, то, принадлежа к миру науки, я предпочитаю опираться лишь на достоверные, документально подтвержденные, факты, избегая домыслов и фантазий.

Первое, что подтверждается римскими мартирологами — это сам факт того, что на заре христианства по меньшей мере три человека, носивших имя Валентин, мученически погибли за веру. Но при этом любопытно отметить то, что хотя все трое скончались не позднее 270-го года, их имена отсутствуют в наиболее раннем из известных списков мучеников – Хронографе 354 года.

О первом из них известно только то, что он погиб в Карфагене вместе с группой единоверцев, и его мы дальше упоминать не будем по причине полного отсутствия дополнительной информации. Второй Валентин был епископом Интерамны (современый город Терни). О нем известно то, что он был казнен во время гонений на христиан, но когда точно это произошло – в конце третьего века в эпоху императора Аврелиана или на сто лет раньше – источники говорят по-разному. Похоронен он при Фламиниевой дороге в окрестностях Рима.

Дата смерти третьего мученика пресвитера Валентина – известна более точно. Он был обезглавлен между 268 и 270 годами, и тоже похоронен при Фламиниевой дороге, но на немного ином расстоянии от Рима. В наше время мощи пресвитера Валентина покоятся частично в Риме, частично в Дублине, а мощи епископа в Терни.

В самом конце пятого века папа Геласий принял решение прославить целый ряд мучеников, в том числе и Валентина (сейчас уже невозможно точно сказать, которого конкретно, а скорее, как раз всех разом). Как было сформулировано в соответствующем акте: « … как людей, чьи имена справедливо почитаются среди людей, но чьи деяния ведомы лишь Господу».



Рождение традиции

В том, что это празднование хронологически совпадало с местным римским языческим празднеством, кстати, полностью запрещенным тем же папой, ничего удивительного нет, это была обычная раннехристианская практика. Именно по этому принципу были выбраны и даты празднования Рождества Христова [2] и Рождества Иоанна Предтечи [3], приходящиеся на языческие фестивали в честь зимнего и летнего солнцеворотов.


[4]Праздник Луперкалий.

Ранняя церковь старалась всемерно придавать древним празднествам новый христианский смысл. Но однозначно утверждать, что празднование памяти мученика Валентина установлено вместо Луперкалий мы сейчас не можем, на сей счет не сохранилось никаких документальных записей. Более того, Луперкалии были всего-навсего местным городским фестивалем, тогда как празднование памяти святого Валентина устанавливалось в общецерковном масштабе, т.е., затрагивало всю тогдашнюю христианскую церковь. А вот в общеимперском масштабе в ту эпоху праздновался как раз совсем иной античный обряд – так называемый фестиваль Юноны-очистительницы, постепенно вытесненный христианскими Богородичными обрядами.

Такими образом, празднование памяти святого Валентина было установлено исключительно как почитание его мученичества, без какой-либо связи с покровительством влюбленных. Немного позднее, при папе Юлии Первом, у Понте-Молле была выстроена церковь св.Валентина, а городские ворота надолго получили название «ворота Валентина».

Святой Валентин упомянут, как славный Мученик, в Сакраментарии святого Григория, в Римском Миссале Томмази и в целом ряде британских житий святых. В Средние века изображали его обычно либо с мечом и пальмовой ветвью – символами его мученичества, либо в момент исцеления дочери судьи Астерия.

В последующие девять веков имя святого упоминается в Мученических актах, самый ранний из которых датируется шестым или седьмым веком и в «Золотой Легенде» — житиях святых 1260 года, где впервые упоминается о встрече Валентина с «Императором Клавдием», отказе предать Христа и об исцелении дочери тюремщика от слепоты и глухоты. По всей видимости, здесь уже сливаются воедино два жития абсолютно разных святых, как мы это увидим немного позже.

Что касается романтических легенд, тайно совершенных браков, записок «от твоего Валентина», ни о чем подобном не упоминается нигде вплоть до тех самых пор, пока английский поэт Джеффри Чосер в 1382 году в поэме «Птичий парламент» не упомянул, что птицы в Валентинов день начинают искать себе пару. Эта фраза, не вполне, впрочем, точна – в британском климате птицы начинают обустраивать личную жизнь несколько позже, но романтическая литература, вступавшая в пору расцвета, подхватила ее, развила и растиражировала в множестве более поздних произведений. Энциклопедия Брокгауза и Эфрона, изданная более ста лет назад, утверждает, что «14 февраля, в Англии и Шотландии в старину сопровождался своеобразным обычаем. Накануне дня, посвященного св. Валентину, собирались молодые люди и клали в урну соответственное их числу количество билетиков, с обозначенными на них именами молодых девушек; потом каждый вынимал один такой билетик. Девушка, имя которой доставалось таким образом молодому человеку, становилась на предстоящий год его «Валентиной», также как и он ее «Валентином», что влекло за собой между молодыми людьми на целый год отношения вроде тех, какие, по описаниям средневековых романов, существовали между рыцарем и его «дамой сердца». Обычай этот, о котором так трогательно говорит Офелия в своей знаменитой песне, по всей вероятности, происхождения языческого. Еще поныне Валентинов день в Шотландии и Англии дает молодежи повод к разнообразным шуткам и развлечениям».


[5] Святой Валентин.

Обычай посылать любимым открытки в день святого Валентина также возник в Средние Века. Самой первой валентинкой в мире считается записка, отправленная из тюремного заключения в лондонском Тауэре в 1415 году Карлом, герцогом Орлеанским, и адресованная его жене.


[6] Св. Валентин.

Современное почитание и современный праздник

Что касается почитания святого, то в новейшие времена произошло вот что. Во время реформы Римско-Католического календаря святых, произведенной в 1969 году, празднование памяти св.Валентина как общецерковного святого было упразднено на том основании, что не имеется никаких сведений об этом мученике, кроме имени и информации об усечении мечом. На сегодняшний день 14 февраля память святого Валентина совершается исключительно факультативно.

В Православной Церкви, напротив, святой Валентин почитается по-прежнему. Точнее, оба упомянутых ранее мученика – епископ и пресвитер – имеют собственные дни поминовения. Валентин Римлянин – пресвитер – почитается 19 (6) июля, а священномученик Валентин, епископ Интерамны, — 12 августа (30 июля). Если внимательно прочитать жития этих святых, то становится видно, что в распространенных ныне легендах смешались фрагменты, относящиеся к совсем разным людям, да еще средневековые сочинения дополнили их множеством романтичных, но совершенно нереалистичных эпизодов.

Таким образом получается, что возникновению имиджа святого Валентина как покровителя влюбленных, а также многочисленных легенд, связанных с ним, мы обязаны Средним Векам и их романтической литературе, а отнюдь не обстоятельствам жизни реальных мучеников, погибших на заре христианства. И если уж говорить о том, «чей» это праздник, то придется признать, что вот уже более сорока лет в католическом богослужебном календаре никакого Валентинова дня нет, вместо него 14 февраля празднуется память святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. [7] Так что на сегодняшний день оба святых Валентина – «наши», на общецерковном уровне их память чтит только Православная Церковь.

Что же касается идеи о возможном возникновении праздника святого Валентина – покровителя влюбленных как христианизированной замены Луперкалий, то возникла она в 18 веке в качестве гипотезы у антикваров Албана Батлера — составителя «Батлерова жития святых» — и Франсиса Дуса именно в связи с тем, что о реальном Валентине не было известно абсолютно ничего. Собственно, и у этой гипотезы нет никаких достоверных подтверждений, кроме попытки привязать сочинения 14 века к реалиям третьего. Здесь я только кратко излагаю хронологию событий, а всех интересующихся приглашаю познакомиться поближе с исследованиями историков Уильяма Френда и Джека Оруча, опубликованными в 1967 – 1981 годах.

С течением времени малоизвестный обычай посылать любимым 14 февраля небольшие сувениры и записочки, существовавший главным образом в Англии и Франции, вместе с эмигрантами попал в Новый Свет, где и был поставлен на широкую ногу. Начиналось все достаточно безобидно, с блокнотов стихов, напечатанных на отрывных страничках в помощь влюбленным, не одаренным поэтическим даром, но постепенно дух века нынешнего взял свое. В разных странах к нему относятся по-разному, где-то празднуют широко, где-то весьма скромно. И вот, что я по этому поводу думаю.

Любовь против коммерции

[8] Мне не близок весь тот коммерческий «валентиновский» ажиотаж, который возникает еще в январе, следом за рождественскими распродажами. Но точно так же мне не по духу использование Рождества [9] и Пасхи в качестве поводов для УВЕЛИЧЕНИЯ ТОРГОВЛИ [10]. Мне не нравится создание специфического, достаточно дурновкусного, антуража и постепенный перенос основного акцента праздника с любви-рыцарского поклонения, как это было во времена Чосера и его эпигонов, на любовь-«эрос».

Но вот что важно. В нашей жизни, на самом деле, любви истинной, любви дающей, а не ждущей чего-то для себя, места отводится совсем мало. Мы все читали евангельские слова, или в кино видели, как юный, светящийся Андрей Рублев объясняет маленькой княжне, что такое любовь. Но часто ли мы сами говорим своим любимым о своих чувствах? Часто ли стараемся порадовать их хотя бы маленьким подарком просто так, без всякого повода? Боюсь, что очень редко. То дела заедают, то свои проблемы, когда не о другом человеке думается, а себя жалко, себе хочется и утешения, и внимания. Да и не принято в нашей культуре особенно о чувствах говорить, в любви признаваться, особенно если пара уже не первый год вместе живет. Любовь, романтика – это все удел молодых, так часто считают.

И разве плохо, если нам хоть так, при помощи иноземного календаря, напоминают о том, что хорошо бы сделать маленькое доброе чудо для наших самых родных и любимых людей? В конце концов, это же от нас самих зависит – поддаваться на коммерческие приманки или нет, следовать навязываемым извне традициям или создавать что-то свое, собственное.

По-моему, праздник ЛЮБВИ [11] – это замечательно. Но не громкий, пафосный, отмечаемый практически по единому сценарию от ясель до офисов, а камерный праздник любящих людей, позволяющий нам вспомнить о том, что мы не только родители, дети, ответственные работники, пастыри и прихожане, но еще и просто мужчины и женщины, любящие и любимые. Что мы вместе не только ради продолжения рода и решения всевозможных хозяйственных задач, но и просто ради друг друга и того чувства, которое нас связало.

Помните, что сказал замечательный сказочник христианин Евгений Шварц [12]? «Слава храбрецам, которые осмеливаются любить, зная, что всему этому придет конец. Слава безумцам, которые живут так, как будто они бессмертны, — смерть иной раз отступает от них». Давайте не будем забывать об этом, и пусть не один день у нас будет праздником любви, а вся жизнь.



********

Article printed from Православие и мир: http://www.pravmir.ru

URL to article: http://www.pravmir.ru/den-svyatogo-valentina-imeniny-bez-imeninnika-2/

URLs in this post:

[1] Image: http://www.pravmir.ru/wp-content/uploads/2011/02/St-Valentine_b.jpg

[2] Рождества Христова: http://www.pravmir.ru/rozhdestvo-xristovo-chto-poetsya-v-etot-den-na-sluzhbe/

[3] Рождества Иоанна Предтечи: http://www.pravmir.ru/dom-ioanna-predtechi/

[4] Image: http://www.pravmir.ru/wp-content/uploads/2011/02/39651282_1234605330_luperkalii.jpg

[5] Image: http://www.pravmir.ru/wp-content/uploads/2011/02/Святой-Валентин-thumb-416x249-17858.jpg

[6] Image: http://www.pravmir.ru/wp-content/uploads/2011/02/satvalentine.jpg

[7] святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.: http://www.pravmir.ru/svyatye-kirill-i-mefodij/

[8] Image: http://www.pravmir.ru/wp-content/uploads/2011/02/valentinesday.jpg

[9] Рождества: http://www.pravmir.ru/dalekie-i-blizkie-prazdniki/

[10] увеличения торговли: http://www.pravmir.ru/rozhdestvo-na-zakaz/

[11] любви: http://www.pravmir.ru/lyubov-%e2%80%93-eto-vysshaya-forma-poznaniya/

[12] Евгений Шварц: http://www.pravmir.ru/article_2592.html
_________________
ДЕЛАЙ ЧТО ДОЛЖЕН И БУДЬ ЧТО БУДЕТ

"...благородная смерть - это сокровище, и каждый достаточно богат, чтобы купить его".
К.С. Льюис, "Последняя Битва".
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Pietro
Старожил


Зарегистрирован: Nov 11, 2011
Сообщения: 471
Откуда: Petropolis

СообщениеДобавлено: Чт Фев 14, 2013 11:33 pm    Заголовок сообщения: Re: День Святого Валентина. Ответить с цитатой

Cокол писал(а):
Чисто для затравочки:
Этот праздник считается католическим. Но загляните в католический церковный календарь и убедитесь, что 14 февраля никакого поминовения какого-либо Валентина НЕТ, а есть день помиовения святых, равноапостольных, Кирилла и Мефодия, - да, да, - тех самых, которых очень почитают и в Православии.

Такой праздник есть и в статье об этом также сказано, что 14 февраля память св. Валентина отмечается факультативно. В общецерковных католических календарях обычно приводятся имена не всех святых, а наиболее почитаемых. Все ни в какой календарь не влезут.

http://www.catholic.org/saints/saint.php?saint_id=159
_________________
Песнь, что пою я – лишь эхо невнятное
Грез золотых, порождения снов,
Сказ, нашептанный в часы предзакатные,
Избранным душам завещанный зов.
© JRRT
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Pietro
Старожил


Зарегистрирован: Nov 11, 2011
Сообщения: 471
Откуда: Petropolis

СообщениеДобавлено: Пт Фев 15, 2013 12:31 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

А вообще, думаю, будет не лишним представить в этой теме католическую точку зрения, поскольку им всё-таки виднее, что это за праздник такой. Итак статья российского католического публициста и литургиста Петра Дмитриевича Сахарова.

* * *

День святого Валентина: католический праздник?

Несколько лет назад один из центральных отечественных телеканалов пригласил меня как католика поучаствовать 14 февраля в популярном ток-шоу, где предполагалось «поговорить о католических праздниках в России». Я отозвался на это приглашение, наивно надеясь убедить миллионы телезрителей в том, что День святого Валентина не является католическим праздником.


Лукас Кранах Старший, «Св. Валентин с жезлом» (1502-03 гг.)

Мудрые люди предупреждали меня, что зря я трачу драгоценное время, и оказались правы: в той передаче меня использовали исключительно в качестве фона для некоторых более публичных персон и не предоставили ни малейшей возможности сказать что-то по существу дела. И хотя «Татьянин день» пока вряд ли может состязаться по численности аудитории с тем ток-шоу, я охотно откликаюсь на просьбу его редакции осветить вопрос об отношении Валентинова дня к Католической Церкви и ее отношении к нему.

Есть, на самом деле, два популярных сейчас во многих странах мира молодежных праздника, о которых нередко говорят и пишут, что это «католические праздники»: День св. Валентина как праздник влюбленных и Хэллоуин. Так вот и о том, и о другом можно с полной уверенностью утверждать, что они не являются католическими праздниками. Правда, нет дыма без огня – они оба основываются на календаре Римско-Католической Церкви. Так, Хэллоуин (англ. Halloween) это «Hallow Even» – «канун [дня всех] святых», католического праздника, приходящегося на 1 ноября. Вот и 14 февраля в святцах Католической Церкви римского обряда, именуемых Римским мартирологом, веками значится св. Валентин (и даже не один святой таким именем).

А вот здесь уже следует сделать некоторые уточнения. Если мы откроем ныне действующий Общий литургический календарь (Общий он потому, что отражает празднования всей Католической Церкви римского обряда, в отличие от частных календарей, которые имеют местное значение и содержат некоторые собственные отличия), то увидим, что на 14 февраля приходится память свв. Кирилла и Мефодия и не упомянут никакой Валентин. Правда, если посмотреть ныне действующую редакцию уже упоминавшегося Римского мартиролога, где отмечены все местночтимые святые, то там мы и в самом деле увидим в этот день двух святых с именем Валентин. Более того, в изданиях Общего литургического календаря до 1969 г., когда была проведена его реформа, на 14 февраля предписана память «св. Валентина Пресвитера, мученика».

Вернемся, однако, к Римскому мартирологу, который, за редкими исключениями не углубляясь в подробности, телеграфным стилем перечисляет по-латыни лишь имена святых, с указанием чина каждого (иногда еще и географической принадлежности) и места его почитания. Итак, 14 февраля, помимо прочих, там упомянуты следующие святые:


Св. Валентин Интерамнский, французская миниатюра XIV в.

Валентин, пресв[итер], м[ученик], в Риме.

Валентин, еп[ископ] Интерамны, м[ученик], в Риме.

Следует отметить, что в некоторых средневековых редакциях Римского мартиролога к ним добавляется еще и третий Валентин, мученик в [Северной] Африке.

Сейчас во многих печатных и электронных изданиях можно прочитать, что св. Валентин был добрым священником (или епископом), который зачастую тайком венчал тех влюбленных, которым злые родственники мешали вступить в брак, а потому он и сделался покровителем влюбленных. Имеет ли это под собой какие-то исторические основания?

Для начала давайте разберемся в том, что вообще доподлинно известно о каждом из упомянутых Валентинов.


Св. Валентин Римский (миниатюра из «Нюрнбергской хроники», 1493 г.)

О Валентине Римском (так нередко принято называть первого из упомянутых в Мартирологе) самые ранние источники сообщают лишь то, что он был священником в Риме и принял мученичество во время одного из гонений на христиан (видимо, во 2-й пол. III в.: наиболее вероятен 269 г., хотя есть и иные датировки), а также то, что он был погребен за воротами Рима у Фламиниевой дороги. В 496 г. Папа Гелазий утвердил его почитание в Риме в числе «имен тех, кто справедливо почитается среди людей, но чьи деяния известны только Богу». Едва ли можно найти более красноречивое свидетельство тому, что уже через два века после мученической кончины этого подвижника не осталось никаких данных о его жизни. Долгое время на месте его погребения находилась построенная в IV в. базилика св. Валентина за вратами (Basilica S. Valentini extra Portam), но к XVII в. она пришла в запустение, а части предполагаемых мощей святого перекочевали в разные храмы Рима и других городов Европы.

О другом Валентине из относительно ранних источников не известно почти ничего, кроме того, что он был епископом Интерамны (ныне этот город на юге Умбрии в Италии назвается Терни), претерпел мученичество в том же Риме (вероятно, ок. 197 г.) и был погребен у той же Фламиниевой дороги. Позже его мощи были перенесены в Интерамну, где по сей день покоятся под алтарем посвященной ему базилики, хотя отдельные их частицы имеются во многих других городах и весях.

Наконец, о Валентине из Северной Африки известно лишь то, что он был мучеником.

Как можно видеть, обо всех мучениках Валентинах, почитаемых Католической Церковью в этот день, не имеется почти никаких достоверных сведений. Между прочим, многие из католических церковных историков разделяют уже давно хорошо обоснованное мнение, что за первыми двумя Валентинами скрывается только одна реальная историческая личность, которую со временем церковное предание представило в виде двух разных персонажей.


Мощи св. Валентина Интерамнского в селе Ураз (Нижняя Силезия, Польша

Никакие иные сведения ни об одном из этих мучеников не засвидетельствованы ранее Зрелого Средневековья, когда их имена стали обрастать житийными подробностями. Так, знаменитая «Золотая легенда» представляет несколько более детальную историю мученичества Валентина Римского во время гонения на христиан императора Клавдия II. Между прочим, первые два Валентина вошли и в календари Православных Церквей. Св. мученик Валентин Пресвитер чтится 6 / 19 июля, а священномученик Валентин Интерамнский – 30 июля / 12 августа. Об обоих в православной житийной литературе можно найти некоторые короткие истории их мученичества, судя по всему, довольно позднего происхождения (сведения о Валентине Римском отчасти совпадают с «Золотой легендой»). Нельзя не отметить и того знаменательного факта, что 15 января 2003 г. епископ г. Терни Винченцо Палья передал в дар Святейшему Патриарху Алексию и в его лице всей Русской Православной Церкви частицы мощей священномученика Валентина Интерамнского.

Первое известное науке упоминание о дне св. Валентина, хоть каким-то образом связанное с любовной или матримониальной тематикой, обнаруживается у известного английского поэта Джеффри Чосера (ок. 1340-1400) в его поэме «Птичий парламент»:

Зане был день Святого Валентина,
Когда пернатые вступают в брак;
Толь дивная открылась мне картина!
Лесной, речной, морской явился всяк
Летун – и сборище кричало так,
Что дебри, мне почудилось, тряслись,
И мнилось, будто содрогалась высь.

(Пер. Сергея Александровского).


Якопо Бассано (XVI в.), «Св. Валентин Римский крестит св. Луциллу»

Позже любовные и брачные коннотации время от времени обнаруживаются в письменных памятниках Англии (и реже Франции). В числе наиболее известных упоминаний – у Шекспира в «Гамлете», где Офелия поет:

С рассвета в Валентинов день
Я проберусь к дверям
И у окна согласье дам
Быть Валентиной вам.
Он встал, оделся, отпер дверь,
И та, что в дверь вошла,
Уже не девушкой ушла
Из этого угла.

(Пер. Бориса Пастернака)


Викторианская валентинка.

Но только в XIX в. различные обычаи, связанные с этим днем, вроде гаданий на суженого или любовных посланий (как правило, анонимных), приобретают широкую популярность, да и то их ареал ограничивается Англией (преимущественно протестантской, заметим), к которой чуть позже добавятся Североамериканские Соединенные Штаты. И лишь к середине XIX в., когда за раскрутку столь милых для молодежи обычаев берутся коммерсанты, популярность Валентинова дня начинает расти, как на дрожжах (хотя еще более столетия она почти не будет выходить за пределы англосаксонских стран). Именно тогда был поставлен на промышленную основу выпуск сердечек и открыток-валентинок, несколько в карикатурном свете представленных Диккенсом в «Посмертных записках Пиквикского Клуба» (1847 г.):

"Картинка (…) была весьма красочным изображением двух человеческих сердец, скрепленных вместе стрелой и поджаривавшихся на ярком огне, в то время как чета людоедов в современных костюмах – джентльмен в синей куртке и белых брюках, а леди в темно-красной шубе, с зонтом того же цвета – приближались с голодным видом к жаркому по извилистой песчаной дорожке. Явно нескромный молодой джентльмен, одеянием которого служила только пара крыльев, был изображен в качестве надзирающего за стряпней; шпиль церкви на Ленгхем-плейс, Лондон, виднелся вдали, а все вместе было "валентинкой", и таких "валентинок", как гласило объявление, в лавке имелся большой выбор, причем торговец обещал продавать их своим соотечественникам по пониженной цене – полтора шиллинга за штуку" (Пер. А.В. Кривцовой и Е.Ланна).

Но вернемся к св. Валентину. Какое имеет отношение древний христианский мученик (тот или другой) ко всему этому балагану? В «Золотой легенде», как и в более поздних средневековых памятниках, отсутствует какая бы то ни было романтическая окрашенность образа св. Валентина. Она появится много позже – по-видимому, тогда, когда понадобится увязать народные обычаи Валентинова дня с именем этого святого. Именно тогда возникнут легенды о том, что император Клавдий, который хотел обратить римского пресвитера Валентина в язычество, руководствовался, помимо прочего, вполне конкретными политическими соображениями: в империи оставалось сравнительно мало неженатых мужчин, а именно таковые были особенно полезны для укомплектования армии. Усматривая в целибатном христианине потенциально полноценного призывника, цезарь и стремился его обратить. Валентин же, в свою очередь, делал прямо противоположное: тайно венчая тех, кому родственники этого не позволяли, он неуклонно снижал боеспособность империи, за что и поплатился головой.

Подобные легенды слагались английскими католическими агиографами XVIII в., среди которых ведущая роль принадлежала Албану Батлеру (1710-1773); возможно, он сам и сочинил остроумную благочестивую байку о тайных венчаниях (сознательно или неосознанно упуская из внимания то обстоятельство, что в первых века христианства церковное венчание отсутствовало как феномен).


Английская валентинка 1862 г.

Правда, легенду о Валентине как авторе первой в истории валентинки придумали еще позже. Якобы сам Валентин был тайно влюблен в исцеленную им дочь тюремщика и перед казнью отправил послание своей возлюбленной, подписав его своим собственным именем (в отличие от последующих валентинок, которые нередко бывали анонимными). Эта легенда появилась уже в XX в. в лоне одной из фирм, специализировавшейся на выпуске продукции к празднику.

И всё же почему игровые обычаи любовного или матримониального содержания, в той иной форме встречающиеся у самых разных народов мира, здесь оказались связаны с именем св. Валентина. Впервые предположение на этот счет высказал в XVII в. французский церковный историк Л.С. де Тиймон. Он выдвинул гипотезу, что Валентинов день вобрал в себя рудименты эротических обрядов римского языческого праздника Луперкалий, приходившегося почти на тот же день. Кстати, именно папа Гелазий, утвердивший почитание Валентина Римского, запретил и празднование Луперкалий. Во время Луперкалий действительно имели место некоторые обряды, связанные с плодородием, хотя они и не были направлены на поиск будущего спутника жизни, а совершались супругами, не имеющими потомства, о чем подробно можно прочитать в «Фастах» Овидия (на 15 февраля). Однако вполне вероятно, что какие-то другие предвесенние языческие обряды в том регионе, где Валентинов день обрел известные нам коннотации, продолжали сохраняться в народных обычаях и тесно сплелись с этим днем календаря.

Уместен вопрос: почему же теперь литургическую память св. Валентина Пресвитера сменила в Римско-Католической Церкви память свв. Кирилла и Мефодия? Чем не угодил св. Валентин католической иерархии? Или она решила искоренить таким образом не вполне благочестивые обычаи, связанные с этим днем? Вовсе нет. Проводя реформу церковного календаря, Католическая Церковь руководствовалась целым рядом соображений, в частности, стремлением представить в Общем календаре тех святых, которые имеют подлинно общецерковное значение, и исключить из него многих из тех, о ком исторические сведения крайне скудны, сохранив их, тем не менее, в списках чтимых Церковью святых, но в качестве местночтимых. Дата для памяти свв. Кирилла и Мефодия была выбрана не случайно: именно 14 февраля 869 завершился земной путь св. Кирилла. Таким образом, литургического празднование св. Валентина исчезло из Общего календаря, сохранившись лишь в частных календарях некоторых мест. Кроме того, поскольку Кирилл и Мефодий почитаются Католической Церковью в числе святых-покровителей Европы, на территории этой части света (включая и европейскую часть России) день свв. Кирилла и Мефодия имеет статус праздника, а стало быть – более высокий уровень почитания, не допускающий литургических празднований других святых (исключения составляют немногие места, где тот или другой св. Валентин почитается как покровитель города или местности, а также храмы, носящие имя одного из них и, соответственно, отмечающие в этот день престольный праздник).


Английская валентинка ок. 1920 г.

Итак, в Католической Церкви нет общецерковного праздника св. Валентина, и, тем более, нет его как праздника влюбленных. Хотя он и привязан к датам церковного календаря, он имеет чисто светское происхождение. Его популярность основывается на хорошо продуманной раскрутке миром коммерции, умеющим нащупывать золотые жилы и эксплуатировать их с максимальным для себя успехом. Столь широкому своему распространению праздник обязан наметившейся в последние полвека во всем мире тенденции американизации массовой культуры, особенно молодежной. Именно модность Валентинова дня в США сделала его столь привлекательным для молодежи самых разных стран: он широко празднуется как в католической Мексике, так и в православных по своим корням странах Восточной Европы, а еще большую популярность обретает в совсем далеких от христианского мира странах Дальнего Востока.

Католическая Церковь никогда не высказывала своего отношения к этому феномену молодежной культуры в виде каких-то официальных суждений Ватикана. Есть разные, порой противоположные суждения отдельных епископов, священников или простых верующих. Наряду с критическими, можно встретить и нейтральные, и даже вполне одобрительные. Некоторые пастыри, работающие с молодежью, стремятся каким-то образом «воцерковить» сложившиеся обычаи Валентинова дня. Кое-где в США и других странах в этот день все-таки служатся мессы св. Валентину (каноническая основа таких литургических празднований остается спорной) с участием молодежи и с какими-то соответствующими молитвенными интенциями. Но это не более чем частные инициативы, вызывающие в Католической Церкви далеко не однозначную реакцию.

* * *

Источник:
http://www.taday.ru/text/884429.html
_________________
Песнь, что пою я – лишь эхо невнятное
Грез золотых, порождения снов,
Сказ, нашептанный в часы предзакатные,
Избранным душам завещанный зов.
© JRRT
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Софи_Корвус
Ворон


Зарегистрирован: May 07, 2007
Сообщения: 1910
Откуда: Parthoris

СообщениеДобавлено: Пт Фев 15, 2013 1:27 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Сокол

Очень душевный пост получился. Читать очень приятно. Спасибо! Razz
_________________
"Чудеса случаются с теми, кто в них верит.
Держите глаза открытыми!"

© К. С. Льюис.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора Yahoo Messenger
Cокол
Грозный Админ
Грозный Админ


Зарегистрирован: Nov 30, 2005
Сообщения: 13118
Откуда: Москва.

СообщениеДобавлено: Пт Фев 15, 2013 1:53 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Софи_Корвус писал(а):
Очень душевный пост получился.


Пост Pietro не менее интересный.
Настоятельно рекомендую к прочтению.

P.S.

Отпостился на Главной страничке - дал ссылки на оба материала:
http://narnianews.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=585
_________________
ДЕЛАЙ ЧТО ДОЛЖЕН И БУДЬ ЧТО БУДЕТ

"...благородная смерть - это сокровище, и каждый достаточно богат, чтобы купить его".
К.С. Льюис, "Последняя Битва".
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Сигнэ
Модератор


Зарегистрирован: Nov 07, 2007
Сообщения: 431
Откуда: Сибирь

СообщениеДобавлено: Пт Фев 15, 2013 9:01 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Очень познавательно. ) Спасибо Соколу и Pietro.
_________________
"Рано или поздно, так или иначе..." (Макс Фрай)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Арья
Друг Нарнии


Зарегистрирован: Jun 26, 2011
Сообщения: 206
Откуда: Харьков

СообщениеДобавлено: Пт Фев 15, 2013 8:17 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Дело в том, что в православии святым Валентином называют Валентина епископа Интерамнского или Италийского. Память его совершается 12 августа. И он является покровителем отнюдь не влюбленных, а фармацевтов. Пишу это как студентка и дипломированный фармацевт на территории университета которой строится храм священномученика Валентина.

Привожу статью, настоятеля этого храма:

Цитата:
НЕБЕСНЫЙ ПОКРОВИТЕЛЬ ФАРМАЦИИ, СВЯЩЕННОМУЧЕНИК ВАЛЕНТИН ЕПИСКОП ИНТЕРАМСКИЙ

С каждым годом мы наблюдаем все большее духовное пробуждение нашего общества. Люди разных профессий стремятся к своим покровителям и молятся о защите. Сегодня многие знают, что святитель и чудотворец Николай, - покровитель плавающих и путешествующих; пророк Илия, — заступник путешествующих и воздушно-десантных войск; великомученица Варвара — святая покровительница ракетных войск ядерного стратегического назначения. А кому неизвестен великомученик и целитель Пантелеимон, - как небесный помощник всех врачующих. Однако не все знают, что фармацевты тоже имеют своего покровителя – святого Валентина.

Переболев эпохой советского безбожного периода, мы сознаем, что наш древний богоносный народ вглядываясь в историю недалекого прошлого, звавшегося Святой Русью, отрекшись коммунистических идолов, все более и более начинает проникаться торжеством вечной истины-Евангелия и своего небесного призвания. Многие направления человеческой деятельности стали возвращать себе небесных покровителей, ходатаев и молитвенников пред престолом Божиим небесным о благоуспешности предпринимаемого. Святые угодники Божии, небожители Церкви небесной торжествующей, некогда прошедшие сами подобные нужды, скорби и треволнения земной жизни, победив верою во Христа все, ныне являются скорыми помощниками и покровителями тех, кто с верою и любовию, обращаясь к ним, почитает святую память их, незводят благодатную помощь Божию на деяния человеческие.

Святитель и чудотворец Николай, — покровитель плавающих и путешествующих; пророк Илия, — ходатай по небу Заступник путешествующих и воздушно-десантных войск; великомученица Варва- ра, — святая покровительница ракетных войск ядерного стратегического назначения. А кому неизвестен великомученик и целитель Пантелеимон, — как небесный помощник всем врачующих. И это лишь малый пример духовного пробуждения нашего общества. Отвечая на духовные запросы нашего времени и состоянием огромного количества высококласных специалистов, студентов и простых тружеников такой важной и древнейшей области, как фармация, можем ли мы остаться или быть незнаемыми своим небесным ходатаем и молитвенником? — Конечно же нет! Имя Валентин в переводе с латыни означает «сильный».

Сегодня фармация как никогда за все прошедшие века сильна. Сильна не только финансовыми возможностями и оборотами средств, что тоже даровано Богом, но сильна в сопереживании человеческим страданиям и немощам во утолении их. Нинешний творческий, научный и экономический потенциал позволяет сделать в нашей отрасли очень многое, если не все, и, делая акцент на все возможности мы снова обращаемся к Небу.

Священномученик Валентин (Уалентин, Валент) епископ и три ученика его святые мученики: Прокул, Ефив, Апполоний и праведный Авундий жили в 3 веке. Святой Валентин был епископом в Умбрии (Южная Италия), в городе Интерамне, современный Терни. Он имел от Бога дар врачевания разных болезней молитвой ко Господу Иисусу Христу. В то время в Рим пришли из Афин три юноши язычники Прокул, Ефив и Апполоний для ознакомления с римской наукой и языком. Они нашли себе наставника, именем Кратон, и жили в его доме. Случилось так, что сын Кратона Херимон тяжело заболел, спина его согнулась так, что голова очутилась между колен. Кратон обратился к епископу Валентину с усердной просьбой помочь больному. Придя в Рим к Кратону, святой епископ затворился в особой комнате вместе с больным юношей и усердно молился всю ночь. Вся ночь та была по молитве епископа озарена небесным светом в доме Кратона. Когда наступило утро, счастливые родители увидели своего сына исцеленным, уверовали во Христа и крестились со всеми своими домашними. Ученики Кратона Прокул, Ефив и Апполоний вместе с исцеленным Херимоном также приняли святое Крещение и стали преданными учениками святителя Валентина. Слава о духовном учителе и целителе быстро распространилась, и много юношей и отроков обратилось к вере во Христа исцеляясь от язв и болезней неверия и язычества. В числе их был сын градоначальника Авундий, который, приняв святое Крещение, возгорелся духом и открыто перед всеми исповедал себя христианином. Это был смелый поступок, так как в то время еще господствовало в мире языческое многобожие, а христианство приследовалось. Гнев отца и других начальствующих обрушился на святого епископа Валентина, наставника юношей и чудотворца. Его стали принуждать отречься от Христа и поклониться идолам. После многих мучений его бросили в темницу, куда к нему стали приходить ученики. Узнав об этом, начальник приказал вывести Валентина из темницы и отсечь ему голову. Ученики святителя Валентина взяли тело своего учителя и отнесли в город Интерамну, где с честью погребли. Они проводили дни при гробе святого епископа в молитвах, и к ним стали собираться верующие и язычники, которые стали неожиданно и чудесно получать исцеления от телесных болезней при гробе святого, обращаясь к нему с молитвой о помощи. Память и церковное почитание священномученика Валентина совершается Церковью (31 июля) 12 августа по новому стилю.

В июле прошлого 2005 года, в стенах элитного Вуза Украины — Национального фармацевтического университета, учеными сотрудниками — преподавателями и студентами была образована Православная религиозная община “Святаго священномученика Валентина епископа Интерамского”. По благословению старейшего и авторитетнейшего иерарха Русской, Украинской да и вселенской Православных Церквей, митрополита Никодима (Руснака) Харьковского и Богодуховского, священномученик Валентин дарован Господом и властью Церкви в небесные покровители, молитвенники и ходатаи фармации. В августе того же года во временный храм, в мраморном зале бывшей аптеки, был назначен священник-настоятель. 27 сентября 2005 года во время проведения Всеукраинского сьезда фармацевтов в присутствии многих гостей епископом Онуфрием было освящено место под постройку нового Православного храма, прототипа известного Фаросского храма Воскресения Христова в Крыму, что на Красной скале. Весь этот год наша фармацевтическая православная громада совершая священнослужение словом и деянием в душах учащихся, учащих и городского населения живет и трудится во исполнение скорейшего построения нового и единственного пока храма фармацевтов, не только в Украине, но и в бывшем Союзе, храма во имя священномученика Валентина. Валентин — значит сильный. Сильный даже до смерти в исповедническом подвиге стояния за веру во Христа; сильный благодатию Христовой за людей в утоление страданий пред Богом, именно тем, чем и занимается фармация. И этой сверхчеловеческой Божественной силой любви должно быть наполнено сердце каждого аптекаря, провизора, фармацевта, прикоснувшегося к области болеутоления под молитвенным покровом святого Валентина.

С древних времен святые храмы и обители возводились всем миром. Желая послужить Господу, многие вносили свою посильную лепту в Богоугодное дело. И всегда, во все времена и сроки жизнь Церкви, прходила соборно: собща созидали, в единомыслии возносили молитвы, и если приходилось тягота и скорбь доставалась всем.

Сегодняшнее духовно-нравственное состояние нашего общества не может не волновать Православную Церковь. Коллапс политико-административного устройства, разброд и шатание в обретение национально-патриотической идеи, глубокое и стремительное падение нравственности и чистоты, торжество цинизма и эгоистического прагматизма накладывают сегодня на Христову Церковь как на победительницу ада сугубую ответственность за грядущее Отчизны. Все то, что мы сегодня переживаем, совсем не случайность и не ошибка “верхов”, а закономерные процессы восмидесятилетия планомерного и насильственного отрыва нашего Богоносного народа от Матери-Церкви и как следствие утрата веры в Бога — торжества добра и Света Евангельской истины, бесчестие исторической правды, торжество ериси, суеверий и расколов соблазнов. В силу Божественного основания Христовой Церкви, храм вещественный необходим для нас, как святое место собрания верных для молитвы и принятия Святых и Божественных таинств Христовых, как училище веры и благочестия, как место для священного воспоминания и прославления великих дел Бога нашего, совершенных для нашего спасения.

Православная Церковь и храмы Ее всегда являлись для благочестивых наших праотцев и отцев Святой Руси не только местом Святилища Бога, но и местом духовного рождения и единения народного этноса, ментальности и культурологии. Разрушив храмы — мы лишились заупокойной молитвы, сокровенной мистической помощи во Христе за свое земное отечество.

Осознавая, такой величайший исторический шанс в деле личного прощения грехов дарует нам Господь, православная община нашего университета совместно с ректоратом решила воздвигнуть храм-красавец, как приношение своего и каждого дара Любви на жертвенник Божественных щедрот. Мы ясно понимаем, что каков бы ни был храм по размерам, величию и красоте, одним решением нам его не воздвигнуть.

Верный в малом и во многом будет верен – говорит Господь. Сегодня Церковь Христова просит нас о малом: еще раз доказать свою верность и любовь и дать Ей помолиться о нас, как «о блаженных строителях и создателях святаго храма сего», именно той молитвой, которая не кончится никогда, несмотря на перемену властей, политиков, устройства государства и времен, ибо вечен Бог и Церковь Его и врата адовы не одолеют Ея.

С великой честью и благодарностью будем рады принять от Вас посильную, материальную и иную помощь в сем спасительном и Богоугодном деле с указанием Ваших святых имен для внесения в сенодики и диптихи храма на вечное поминовение.

С благодарностью и молитвой о Вас настоятель
храма Святаго священномученика Валентина
Протоиерей Геннадий(Бабенко)

_________________
I'm on Aslan's side even there isn't any Aslan to lead it. I'm going to live as like a Narnian as I can even if there isn't any Narnia.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Alekna
Гостил у бобров


Зарегистрирован: Dec 11, 2010
Сообщения: 92
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Пт Фев 15, 2013 9:00 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Интересные статьи. Моя мама всегда была против этого праздника, потому что это извращение очередного христианского праздника, а, оказывается, никакого праздника и не было.

Хотя мне не очень нравится идея использовать имена святых для привлечения внимания к празднику и увеличению продаж розово-сердечных товаров. Даже если это легенда, выдуманная для рекламы.

И вообще, подарки любимому человеку можно дарить в любой день.
_________________
Я не предам игрушечного мира.
Я останусь с Асланом, даже если Аслана нет.
Я буду жить как нарниец, даже если нет Нарнии.
(с) Хмур.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Cокол
Грозный Админ
Грозный Админ


Зарегистрирован: Nov 30, 2005
Сообщения: 13118
Откуда: Москва.

СообщениеДобавлено: Пт Фев 15, 2013 11:39 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Alekna писал(а):
оказывается, никакого праздника и не было


Даю поправочку:
Праздник - БЫЛ - общецерковный. В древности. Теперь он чисто факультативный - в Католической Церкви. Но к влюблённым отношения ровно никакого. Всё, что пишут и рассказывают о том, что св. Валентин покровительствует влюблённым - чисто коммерческая раскрутка, хотя и довольно старая - "розлив" аж 19-го века.
Всё остальное - в статьях, опубликованных выше.
_________________
ДЕЛАЙ ЧТО ДОЛЖЕН И БУДЬ ЧТО БУДЕТ

"...благородная смерть - это сокровище, и каждый достаточно богат, чтобы купить его".
К.С. Льюис, "Последняя Битва".
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Ivan
Воевал против Мираза


Зарегистрирован: Oct 05, 2008
Сообщения: 987
Откуда: Минск

СообщениеДобавлено: Пт Фев 15, 2013 11:44 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Большое спасибо за интересные материалы!
Лично я тоже ничего не имею против этого праздника. Но было любопытно узнать, что почти всё, связанное с ним, практически не соответствует действительности.

По сути, это миф нашего времени - причем созданный светской частью общества, которая обычно настроена разоблачать чужие якобы "выдумки". Скорее даже и не миф, т.к. это не попытка объяснить нечто существующее, а просто романтически-коммерческая придумка. Даже трудно сказать, чего в ней больше... Rolling Eyes Хотя я - за романтику!

Но интересен сам факт: даже современное общество создает свои мифы. И им верят, "не рассуждая" - просто потому, что так хочется (или подсказано рекламой), или так мыслят окружающие.

Но не всегда эти мифы так безобидны. Например, благодаря им слово "Средневековье" практически стало ругательством. Shocked "Средневековыми" называют самые отвратительные поступки, и поди докажи, что в ту эпоху к ним могли относиться не менее непримиримо.
_________________
За Нарнию! За Аслана!

Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Cокол
Грозный Админ
Грозный Админ


Зарегистрирован: Nov 30, 2005
Сообщения: 13118
Откуда: Москва.

СообщениеДобавлено: Сб Фев 16, 2013 7:03 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Арья

Только-только я добрался до статьи, которая Вами опубликована, и прочитал её со всем вниманием. Очень интересно! Я, конечно, пониамаю, что п.Геннадий, рассказывая о св. Валентине, базировался на житии святого - это чувствуется по тексту. Но для меня стало новостью, что св. Валентин, епископ интерамский, - небесный покровитель фармацевтов. Как же приятно узнавать новое! И я очень порадовался, что на территории Университета есть храм св. Валентина. Когда буду в Харькове (если Льву будет угодно - летом), и, если меня пустят на территорию Университета, - очень хотелось бы побывать в этом храме!
_________________
ДЕЛАЙ ЧТО ДОЛЖЕН И БУДЬ ЧТО БУДЕТ

"...благородная смерть - это сокровище, и каждый достаточно богат, чтобы купить его".
К.С. Льюис, "Последняя Битва".
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Валентина
Чудо с косичками


Зарегистрирован: Apr 21, 2012
Сообщения: 141
Откуда: Домодедово

СообщениеДобавлено: Сб Фев 16, 2013 1:49 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Сокол

Pietro


Спасибо за предоставленную информацию! Было очень интересно! ) Very Happy
От себя хочу сказать, что на английском мы проходили вот эти версии:

"Что касается романтических легенд, тайно совершенных браков, записок «от твоего Валентина», ни о чем подобном не упоминается нигде вплоть до тех самых пор, пока английский поэт Джеффри Чосер в 1382 году в поэме «Птичий парламент» не упомянул, что птицы в Валентинов день начинают искать себе пару. Эта фраза, не вполне, впрочем, точна – в британском климате птицы начинают обустраивать личную жизнь несколько позже, но романтическая литература, вступавшая в пору расцвета, подхватила ее, развила и растиражировала в множестве более поздних произведений."

Теперь я знаю, что к чему, легенды остаются легендами, факты есть факты. ) Ну, не буду занудствовать подобно Юстасу, которому "нужны были только факты". Иногда можно ненадолго окунуться в атмосферу легенд. ))))) Rolling Eyes Rolling Eyes Rolling Eyes
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Pietro
Старожил


Зарегистрирован: Nov 11, 2011
Сообщения: 471
Откуда: Petropolis

СообщениеДобавлено: Сб Фев 16, 2013 3:14 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

В новой авторитетной "Православной энциклопедии", которая издается по благословению Патриарха Кирилла, в т. 6 есть прекрасные статьи про обоих св. Валентинов. Думаю, будет не лишним поместить их сюда.

* * *

ВАЛЕНТИН

(† ок. 273), сщмч., еп. Интерамнский (пам. 30 июля, пам. зап. 14 февр.). Пострадал в Риме при имп. Аврелиане.

В. жил в итал. обл. Умбрии. Согласно мученическим Актам V-VI вв. (по А. Аморе), обладал даром чудотворений и молитвой исцелял людей от разных болезней. Однажды он вылечил брата трибуна Фронтона, о чем тот рассказал философу Кратону, сын к-рого Херимон в течение 3 лет страдал такой же болезнью. Кратон был язычником, но попросил епископа приехать в Рим и исцелить Херимона. Святой рассказал Кратону о чудесных исцелениях, описанных в Свящ. Писании, и философ уверовал во Христа. В. молился всю ночь, и наутро Кратон нашел сына здоровым. После этого чуда вся семья философа и его ученики Прокул, Ефив и Аполлоний приняли Крещение. Примеру юношей последовали нек-рые их сверстники. Авундий, сын Плацида, префекта Рима, также принял Крещение и открыто исповедал Христа. Тогда Плацид велел схватить В. Его поместили в темницу, беспощадно били и затем отсекли голову. Прокул, Ефив и Аполлоний отнесли его тело в Интерамну (совр. Терни) и с честью погребли на 63-й миле Фламиниевой дороги. Они просветили верой во Христа мн. горожан. Однажды, когда они совершали над могилой мученика бдения, были схвачены язычниками и представлены на суд градоначальника Интерамны Леонтия, который, не сумев склонить их уговорами к отречению от Христа, приказал тайно обезглавить ночью. Авундий похоронил их рядом с гробницей В. Вскоре в Риме мученически пострадал Кратон со своей семьей (в зап. мартирологах их память отмечается на следующий день после памяти В.- 15 февр.). При Римском папе Захарии (741-752) в Интерамне над могилой В. была выстроена базилика в его честь (LP. Vol. 1. P. 427). В Европе в ср. века В. молились об исцелении от падучей болезни (эпилепсии).

Поскольку в Римском Мартирологе под 14 февр. помещены памяти 3 Валентинов: Интерамнского епископа, рим. пресвитера и африкан. мученика (относительно последнего неизвестно ни точное место страданий, ни время жизни), то произошло смешение этих святых (см. об этом в ст. Валентин, мч. Римский). Через Юж. Италию на Восток проникло почитание только В. и его дружины (мучеников Прокла, Ефива, Аполлония и прав. Авундия). Его память зафиксирована в ряде визант. календарей южноитал. происхождения: в Неаполитанском(IX в.) святой фигурирует под именем Валент, в месяцеслове Синайского Канонаря (IX в.) - как Валентий (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 44, 230). РПЦ чтит память В. и пострадавших с ним Прокула, Ефива и Аполлония вместе с прав. Авундием 30 июля.

Традиция праздновать день св. Валентина как день влюбленных фиксируется в англ. и франц. лит-ре с кон. XIV в. Согласно народному поверью, к-рое нашло отражение у Дж. Чосера и в 34-й и 35-й балладах англ. поэта Дж. Гауэра, в этот день птицы начинают искать себе пару. Однако более вероятным представляется то, что празднование этого дня заменило собой луперкалии - древний рим. праздник жен. плодородия, приходившийся на середину февр. и запрещенный при папе Геласии I (492-496).

Источник: http://www.pravenc.ru/text/153919.html

* * *

ВАЛЕНТИН

(† ок. 270), мч. Римский (пам. зап. 14 февр.). Cогласно мученическим Актам (BHL, N 8463), к-рые А. Аморе относит к VI в. (по CPL позже сер. VIII в.), В. был пресвитером в Риме и пострадал при рим. имп. Клавдии Готском (269-270). Схваченный язычниками, он был поставлен в середине амфитеатра, где произнес исповедание христ. веры, к-рое тронуло даже императора. Увидев это, префект Кальпурниан передал В. в руки принцепсу Астерию, и тот отвел его в свой дом в надежде склонить к идолопоклонству. Но когда В. исцелил слепую дочь принцепса, Астерий вместе с семьей уверовал во Христа. Узнав об этом, имп. Клавдий приказал их арестовать, отправить в Остию и казнить. В. казнили после пыток в 2 милях от городских ворот на Фламиниевой дороге. На этом месте он был похоронен знатной матроной христианкой Сабиниллой (Савиниллой) (PL. 94. Col. 841, nota a). По сведениям из рим. Хронографа (354 г.), папа Юлий I (337-352) построил на Фламиниевой дороге базилику, «которая называлась Валентина» (PL. 13. Col. 464 sqq.); в VII в. папами Гонорием I (625-638) и Теодором I (642-649) (LP. Vol. 1. P. 332-333) велись работы по ее перестройке. В рим. итинерариях VII в. (Айнзидельнский, Малмсберийский и др.) есть упоминания об этой базилике и находящихся в ней мощах В. Совр. исследователи, не соглашаясь с мнением болландистов (Sollerius J.-P. Observationes // PL. 123. Col. 759-761), отрицают историческое существование В. и видят в нем либо одно лицо с Валентином, еп. Интерамнским, либо некоего Валентина, ктитора базилики, выстроенной при папе Юлии I (Amore, Saxer), поскольку существовала практика называть базилики именами ктиторов (напр., Евсебия, Сабины и т. п.).

Первые сведения о почитании В. относятся ко времени не ранее нач. VII в., его память отсутствует в наиболее полном зап. Мартирологе блаж. Иеронима и появляется только в сакраментарии папы Григория I Великого (590-604), откуда она перешла в Мартиролог Беды Достопочтенного. Мученические Акты В., носящие легендарный характер, оказываются во многом сходными с Актами Валентина, еп. Интерамнского.

Источник: http://www.pravenc.ru/text/153927.html
_________________
Песнь, что пою я – лишь эхо невнятное
Грез золотых, порождения снов,
Сказ, нашептанный в часы предзакатные,
Избранным душам завещанный зов.
© JRRT
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Арья
Друг Нарнии


Зарегистрирован: Jun 26, 2011
Сообщения: 206
Откуда: Харьков

СообщениеДобавлено: Сб Фев 16, 2013 3:47 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Cокол писал(а):
я очень порадовался, что на территории Университета есть храм св. Валентина


Cокол писал(а):
Когда буду в Харькове (если Льву будет угодно - летом), и, если меня пустят на территорию Университета, - очень хотелось бы побывать в этом храме!


Если ехать на трамвае от дома ЛючиН к моему дому, можно его увидеть. Так что всё возможно! Very Happy
_________________
I'm on Aslan's side even there isn't any Aslan to lead it. I'm going to live as like a Narnian as I can even if there isn't any Narnia.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Cокол
Грозный Админ
Грозный Админ


Зарегистрирован: Nov 30, 2005
Сообщения: 13118
Откуда: Москва.

СообщениеДобавлено: Пт Фев 14, 2014 8:28 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Сегодня - День Святого Валентина.
Поздравляю всех, кто празднует!


_________________
ДЕЛАЙ ЧТО ДОЛЖЕН И БУДЬ ЧТО БУДЕТ

"...благородная смерть - это сокровище, и каждый достаточно богат, чтобы купить его".
К.С. Льюис, "Последняя Битва".
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Хроники Нарнии - NarniaNews.Ru -> Армия Аслана Часовой пояс: GMT + 6
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы можете начинать темы
Вы можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Template->make_filename(): Error - file quick_reply.tpl does not exist